Скупые страницы историиВ 2016 году во время поисковых работ захоронений героев народного сопротивления немецко-румынской оккупации 1941 - 1944 годов на городском кладбище по ул. Партизанская в г. Бахчисарае была выявлена ранее неизвестная общественности могила с надмогильным памятником советской войсковой разведчицы Инны Александровны Козловой, погибшей от рук фашистских палачей вместе с бахчисарайскими комсомольцами-подпольщиками в районе пригорода Бахчисарая Эски-Юрт 29 февраля 1944 года. По этой причине в ряде публикаций краеведов её фамилия нередко связывается деятельностью погибших комсомольцев(1), сообщает издание «Новоросс. info».
Однако на самом деле это совершенно не так. Она тщательно скрывала свою разведывательную работу и, как видно из свидетельств комсомольцев-подпольщиков, дистанцировалась от них, чтобы не быть разоблаченной.
До последнего времени об И. А. Козловой было известно очень мало. По известной версии она проживала с матерью в Севастополе, которая преподавала в школе немецкий язык, после его падения летом 1942 года они вместе бежали от голода из разрушенного города в Бахчисарай, здесь Инна, хорошо зная немецкий язык, устроилась в одну оккупационную немецкую организацию, где добывала разведывательные сведения, была арестована и расстреляна. Бахчисарайские краеведы, публиковавшие о её деятельности эти сведения предполагали, что она выполняла задание советской разведки в тылу у немцев, однако, не имея никакой более подробной информации, сообщали об этом очень скупо…
Найденная могила разведчицы
Памятник, под которым лежит прах И.А. Козловой и её родственника А.Г. Карпова, складывается из трёх, объединенных вместе, объемов. Его лицевая часть изготовлена из светлых тонов шлифованного декоративного бетона и своей формой напоминает развевающийся флаг. На ней помещена мраморная мемориальная доска, где высечена краткая надпись:
«КАРПОВ А.Г.
30.III.1883 - 16.IV.1966
- / -
КОЗЛОВА И.А.
29.I.1925 – 29.II.1944»
Над каждой могилой установлена накрывная плита с проемом для цветника.
Весь участок захоронения размерами 2,0х2,0 м огражден добросовестно выполненным металлическим ограждением, окрашенным в коричневый цвет…
В 2016 году поисковиками могила приведена в порядок, освобождена от дикой, сорной растительности, пыли, грязи и приобрела достойный вид.
Новые сведения о разведчице И.А. Козловой
Как можно предположить, в советскую войсковую разведку она пошла служить ещё в осажденном немцами Севастополе, получив задание после падения города остаться в тылу врага, внедриться в органы немецкого оккупационного управления и сообщать разведывательные данные.
По законам разведки она не имела права выполнять иную работу, кроме той, которая ей поручена непосредственным руководством. Учитывая свою молодость, она, видимо, была осторожной разведчицей, её деятельность в этой роли была раскрыта приблизительно только за три месяца до освобождения Крыма Красной Армией и её задержали одновременно с комсомольцами-подпольщиками, когда в городе и районе производилась сплошная зачистка населения от антигерманских элементов.
Уточненные сведения из биографии Ирины Александровны получены в результате изучения обнаруженных в архивах документальных материалов.
Директор Бахчисарайского историко-археологического музея Мария Георгиевна Кустова в 1940-х – 1960-х годах от старожилов города и родителей погибших комсомольцев-подпольщиков собрала представляющую интерес ценную информацию о деятельности Инны в промежуток времени немецко-румынской оккупации города и изложила её в своем неопубликованном экскурсионном рассказе:
«Трагической была судьба Инны Козловой. Все началось с того, что семья Козловых… бежала из Севастополя в Бахчисарай. Инна с детства знала немецкий язык. Мать преподавала его в школе.
Приезжие Козловы никого не интересовали в Бахчисарае. Ну, бежали от фашистов, ну живут в городе… Инна комсомолка, и это знали.
Каково же было возмущение на Русской слободке, когда Илюша Кацаиль примчавшись в дом Сушко, заикаясь от ярости выпалил: «Инка – предательница, овчарка немецкая. Своими глазами видел… вот сейчас, вот сейчас, своими глазами… Шкура она… тварь продажная, её немецкий офицер под ручку в машину подсаживал, а она…»
Это была неприятная новость, хотя причин для беспокойства не было. Инна ничего не знала о подполье, с ней никто и никогда ни о чем не говорил. Да и знали её плохо, хотя удивлялись, почему комсомолка не ищет встречи с ними.
Однако так было.
ВИКО – «хозяйственная контора» как прикрытие немецкой разведки
Важная информация о работе Инны Козловой в немецких оккупационных органах содержится в двух словах уточненного списка расстрелянных фашистскими палачами 29.02. и 10.04.1944 г. в пригороде Бахчисарая и опознанных граждан, выданных на руки родственникам для погребения. Она значится в этом скорбном списке под номером 24. Напротив её фамилии комиссия указала следующую информацию: «работала в ВИКО, доставляла оружие». Вторая часть этого текста, возможно, и вызывает сомнение, так как не соотносится с разведывательной работой Инны, а вот первая очень важна для понимания целей и задач советской разведчицы, которые она выполняла.
ВИКО это транслитерация с немецкого: WIKO - Wirtschaftskontor/«Хозяйственная контора», история которой уходит своими корнями в середину 1920--х годов, когда через неё, подчинявшуюся Германскому Генеральному штабу (Generalstab) проводились деликатные финансовые операции между Германией и СССР (3). Не исключено, что на ВИКО возлагались тогда и разведывательные функции.
В промежуток времени Второй мировой войны деятельность ВИКО была возрождена и на оккупированных Германией территориях благодаря этой структуре, кроме экономического ограбления оккупированного населения, под её «крышей» создавалась обширная разведывательная сеть. Вот в такую организацию и была внедрена переводчицей советская войсковая разведчица И.А. Козлова.
О серьезной разведывательной деятельности ВИКО в Крыму подробно описано в «Отчете об агентурно-оперативной и следственной работе УНКГБ Крыма за время Отечественной войны».
Через так называемую «хозяйственную контору» ВИКО разведывательными органами германской армии по всему Крыму создавалась разветвленная сеть резидентур из предателей Родины, подчиненных СД, целями которых был:
1. Подбор и вербовка агентуры.
2. Выявление антигермански настроенных лиц, проводящих подрывную деятельность и антигерманскую агитацию.
3. Оказание всемерного содействия в борьбе с партизанами путём выявления мест дислокации, численности, вооружения и их баз.
Для решения этих задач через систему «ВИКО-ля», к примеру, немецкими разведывательными органами под видом курсов была создана в бывшем совхозе-техникуме «Чеботарка» - школа разведчиков.
Непосредственное участие в деле подбора курсантов и организационной работе по открытию школы принимал шеф «ВИКО-ля» Ротмалер, проводя
данную работу через через сельхозкомендантов и старост сельхозобщин и имений.
Слушателям школы преподавались следующие дисциплины и в следующем объеме:
1. разведку на оккупированной территории и в тылу Красной Армии – 100 часов;
2. географию – 20-30 часов;
3. топографию – 5-7 часов;
4. изучение видов оружия и военное дело…
Кроме того преподавалась техника перехода линии фронта и вопросы, которые связаны с ведением военной разведки.
Всего было выпущено школой 276 курсантов.
Также через ВИКО в системе лесного хозяйства Крыма была создана разветвленная сеть агентурной разведки.
В целях быстрейшей реализации агентурных материалов все добытые данные передавались резидентами местным органам жандармерии и полиции(4).
Именно в этой законспирированной германской разведывательной структуре работала переводчицей и до конца выполнила свой патриотический долг перед Родиной молодая советская разведчица Инна Александровна Козлова, погибшая от рук палачей в 19 лет. Благодаря ей и таким как она бесстрашным разведчикам, была раскрыта в Крыму вся сеть подпольной немецкой резидентуры, созданная ВИКО.
Из воспоминаний отца казненной палачами комсомолки-подпольщицы Веры Федоровны Георгиновой, записанной по свежим воспоминаниям Марией Георгиевной Кустовой, узнаем о гибели и Инны Козловой. Веру задержали и поместили в полицейский участок, как вспоминал её отец, «в дом, где детсад» Речь о шла о нынешнем детском садике № 14 «Вишенка», расположенном на ул. Николая Спаи № 12 в Бахчисарае, куда были брошены в застенки, а также другие арестованные члены молодежной подпольной группы. С конца 1941 года по апрель 1944 года в нем размещалась вспомогательная полиция порядка и видимо, полиция безопасности оккупационной администрации. На сохранившемся здании, где находился каземат полиции, установлена мемориальная доска, где содержится информация о комсомольцах - узниках. Видимо туда же была доставлена для допросов и Инна Козлова…
Далее отец Веры Георгиновой вспоминал: «Передачу не разрешили… Нам ответили: «Никого здесь нет, они ушли на работу». Машина подъезжает, бросают лопаты и их сажают, везут к оврагу; расстреляли и закопали. Вот, для чего лопаты, мы узнали, что расстреляли, догадались. Пришла Красная Армия. Исполком организовал комиссию, дали людей… Мы узнали, пошли туда, и я откапывал. Как узнал? Да ведь дочь сразу узнаешь. Она лежала вниз лицом, пуля в затылок, рядом с Инной Козловой. И та лицом вниз. Мы одели, положили дочку, с музыкой похоронили на общем кладбище» (5).
По сведениям, полученным от известного бахчисарайского краеведа З.А. Табуриной, которая ссылается на старожилов города, переживших оккупацию, сразу же после освобождения г. Бахчисарая 14 апреля 1944 года в город приезжали «на виллисе» военные, видимо из разведки, которые интересовались трагической судьбой Инны. Также она сообщила, что в г. Столице Крыма живет племянница И.А. Козловой, которую ещё предстоит найти через СМИ.
Никому в голову не приходило, что Козлова, очевидно, имела задание проникнуть в самую гущу фашистов, что действует она с каким-то скрытым смыслом, о котором узнают только после её трагической гибели весной 1944 года…
Каково же было ей, ходившей на грани смерти от рук фашистов, слушать, как вслед незнакомый мальчишка шипел: «подлая душа, шоколадница… немецкая подстилка…» Да нет горше казни, чем слушать такое от своих людей. Так может и прожила Инна переводчицей, сумев потом доказать людям, кто была она на самом деле. Смерть мучительная сделала её немой. Враг не должен был услышать от неё ни одного слова. Выдержала Инна – комсомолка экзамен на верность Родине…»(2).
Помнить и чтить всегда!
С целью сохранения исторической памяти о подвиге разведчицы Инны Козловой, исследовательская работа по поиску её биографических данных, особенно в промежуток времени её разведывательной деятельности, будет продолжена.
Вместе с этим, Бахчисарайская районная организация ветеранов войны, труда и военной службы прямо сейчас предлагает органам местного самоуправления г. Бахчисарая к 75-летию освобождения Крыма от немецко-румынских оккупантов и 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов:
1. присвоить советской разведчице И.А. Козловой почетное звание «Почётный гражданин города Бахчисарая» (посмертно);
2. согласно статьи 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов" отнести захоронение И.А. Козловой, к памятникам Великой Отечественной войны с соответствующим обеспечением его правовой охраны;
3. на основании статьи 22 пункта 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 23.05.2018) "О погребении и похоронном деле" зарегистрировать захоронение разведчицы И.А. Козловой, как ранее неизвестное захоронение. Для обеспечения его должного ухода, содержания и законности выделения денежных средств на эти цели, поставить могилу на баланс города;
4. руководствуясь статьей 5 Закон Федерального закона от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" во взаимодействии с бахчисарайским райвоенкоматом обеспечить проведение государственного учета захоронения войсковой разведчицы И.А. Козловой в Министерстве обороны РФ в качестве воинского захоронения.
Выполнение этих предложений к органам муниципального управления г. Бахчисарая будет служить индикатором на их гражданскую зрелость.
Валерий Борисов
Заслуженный архитектор Республики Крым,
почётный гражданин города Бахчисарая
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Вавилова Н.Е. Мы помним вас, родные! Бахчисарайская районная газета «Слава труду» от 07 апреля 2004 года.
2. Архив БИКиАМЗ. Ф.25.Оп.1. Д.5. Л. 31.
3. Горлов С.А. Совершенно секретно: Альянс столица России — Берлин, 1920-1933 гг. (Военно-политические отношения СССР — Германия). — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. http://militera.lib.ru/research/gorlov1/02.html
4. Отчет начальника УНКГБ Крымской области полковника Ходжаева об агентурно-оперативной и следственной работе УНКГБ Крыма за время Отечественной войны. Дата составления - август 1945 г. Архив УСБУ по АРКрым. Ф. 1. Д. 42. http://avr.org.ua/index.php/viewDoc/24631/
5. Архив БИКиАМЗ. Ф.25.Оп.1. Д.7. Л. 19.