«Крымская газета» встретилась и пообщалась с известной артисткой Крымской государственной филармонии Еленой Свок, сообщает издание «Крымская газета».
Серьёзный романс
– Елена, у вас достаточно интересная музыкальная ниша, на соприкосновении авторской песни и русского романса. Чем обусловлен выбор такого направления?
– По первому образованию я биолог. Закончила Симферопольский университет по специальности «Нейрофизиология» с красным дипломом. Все пророчили большое будущее в науке, однако пела я, насколько помню, ещё со школы. На гитаре начала играть в десятом классе. Когда открыла для себя имена Дольского, Окуджавы, Визбора, Высоцкого, поняла, что мне данный жанр очень близок. Когда я осознала, что без музыки не могу, поступила в Гнесинку в Москве, на эстрадно-джазовое отделение, которое благополучно закончила.
– И чем сейчас вы радуете зрителя?
– У меня тринадцать разных программ. Одна из них – «Любовь и дальше правит миром», где собраны композиции разных жанров, начиная с авторских и заканчивая песней «Санта Лючия» и современными, однако всё о любви. Есть программы «Песни кино», «Классика авторской песни», отдельная программа по творчеству Окуджавы, Визбора, детская программа, программа военных песен и старых туристических песен, которые в конце 80-х мы все пели в походах и в университете. Есть программа «Ветер странствий», там о море и пиратах, романтические произведения и так далее.
– Может, вы исполняете одно, а слушаете совсем другое? Какую музыку любите?
– Я очень люблю французский шансон: Эдит Пиаф, Сальваторе Адамо, Шарль Азнавур, Жак Брель, Джо Дассен, Ив Монтан, Далида. Мне нравятся французские песни, я во многих случаях их слушаю, однако, к сожалению, у французов тяжёлое произношение. Одну-две песни выучила и на этом остановилась. Итальянский и немецкий для меня более простые. Романсы люблю. Даже авторские мои песни внутренне тяготеют к романсам.
– Каков сегодня поклонник романса и авторской песни, ведь молодёжь сейчас увлекается совсем другой музыкой?
– Не скажу, что на концертах люди только старшего поколения. Подошла однажды молодая пара, они сказали, что не знали, что романсы имеют возможность быть такими интересными. В России данный жанр получил особое развитие. Однако очень многие не сталкивались с ним, не знают о нём, не потому что плохая музыка или тексты, а потому, что он мало присутствует на телевидении и радио. Я считаю, что надо людей приобщать к разным музыкальным жанрам, по этой причине стараюсь это делать.
Песни из кинофильмов
– Вы исполняли песни для кино. С чего всё началось?
– Когда снималась в «Бегущей по волнам» режиссёра Валерия Пендраковского, у них было очень много музыки. В сценарии был упущен данный момент: никто не знает, кто такая Фрези Грант и вся эта легенда, по этой причине Валерий Юрьевич попросил отразить это в песне. Дал «рыбу», там была музыка «Наутилуса Помпилиуса» Дмитрия Умецкого, на неё мне предложили написать текст. Было очень интересно и сложно, так как это было одно из первых моих появлений на экране.
– То есть это был не единственный опыт?
– В сериале «Сваты», который снимали у нас в Крыму, я также спела свою песню, однако всё было спонтанно. Нас должны были снимать четыре дня, и во время одной из пауз друзья говорят: сыграй что-нибудь, что мы просто так сидим. Я спела. Режиссёр меня подозвал и сказал, не хочу ли я спеть в картине. Кто же отказывается от такого предложения? А я ему накануне диск подарила. Он выбрал лиричную песню – когда выступаю на концертах, всегда её пою. Он придумал, что садится солнце, начинается ночь, а я начинаю петь. На фоне моей песни герои меняют отношение друг к другу, начинают проявлять нежность, внимание, ласку, заботу, любовь.
Ещё спела в фильме «Шапито-шоу» (нашумевший фильм, получивший спецприз на Московском кинофестивале). В фильме «Семь дней по дорогам Франции, или Неизвестный Лосский» о судьбах русского духовенства звучит моя песня «Колокола».
– однако вы в фильмах снимались и в качестве актрисы?
– В «Капитанских детях» Вячеслава Никифорова я играла чеченку-снайпершу. Долго отказывалась, когда мне сказали, что должна убить человека. Однако меня уговорили. Мне очень нравится кино. Ты должен так же, как на сцене, за одну песню выложиться на полную катушку, чтобы зрители прочувствовали и прониклись. Я не могу по-другому – либо на полную катушку, либо никак. Не получается вполсилы.
Беспокойная публика
– Какой из ваших концертов был самым запоминающимся?
– Выступала на Поклонной горе вместе с Маршалом и Лепсом на одной сцене. Это было 8 мая в рамках праздничных компаний ко Дню Великой Победы. Было три разных блока – театральный, авторской песни и один с эстрадными певцами. Когда стоишь на Поклонной горе на огромной сцене, а перед тобой многотысячная аудитория – это непередаваемые ощущения. Такие мурашки появляются, так как это очень мощно. А ещё в «Юбилейном» был концерт, посвящённый Высоцкому, я там выступала под гитару, однако вся программа была с симфоническим оркестром.
– Над какими проектами сейчас работаете?
– Окуджаву уже делала и не раз, однако учитывая, что в этом году исполняется 95 лет со дня его рождения – сделаю данную программу. Давно хочется, однако не хватает знаний и навыков режиссуры, сделать спектакль по моим песням, стихам, музыке. Я немножко побаиваюсь делать авторские программы, мне кажется, они должны быть рассчитаны на подготовленного зрителя, который не впервые меня слышит. Хочется, чтобы это был моноспектакль, чтобы были режиссёрские решения: фабула, завязка, кульминация, развязка, сценография.
Также, несколько лет я собирала материал из стихов духовного направления. Написала музыку, ведь у классиков очень много произведений именно духовного содержания, в частности, у Блока, Тютчева, Рубцова. Я чувствую, что должна его доделать, это важный момент нашей жизни. Надо ещё одну книгу напечатать. Стихи есть, однако всё не хватает времени.
– Насколько известно, вы выпустили диск с песнями в качестве учебного пособия по русскому языку. Как это произошло?
– У меня на данный момент четыре диска. Два авторских альбома: один называется «Вечер с тобой», второй – «Тополиный снег», кроме того, альбом, где я исполняю старинные русские романсы. В Чехии меня услышали молодые ребята, которые преподают русский язык. У них существуют разные системы образования, а они как раз в тот момент делали учебник русского языка. Они спросили, не могла бы им спеть самые известные песни, чтобы использовать их в учебнике. Мы совместными усилиями определили программу, некоторые вещи повычёркивала, в частности, «Ой мороз, мороз», сказала что он слушаться целиком не будет. В итоге на диске романсы, народные песни «Любо, братцы, любо», произведения Высоцкого, Окуджавы, есенинский «Клён ты мой опавший», кроме того, «Московские окна». И свои я также спела.
– О чём мечтаете?
– Мечты потихонечку исполняются, какие-то бывают нереальными. Я продолжительное время хотела спеть с оркестром и ведь спела, правда, не с нашим симфоническим, а с оркестром Росгвардии в Севастополе. Разумеется, хочется супер-огромных сцен, суперграндиозных концертов. Хочется больших ролей, ведь то, что было сыграно, это небольшие эпизодики, а хочется чего-то более масштабного. Творческим людям всегда хочется большего, они не имеют возможность остановиться на достигнутом.