Об этом сообщило издание «Крымское Эхо».
К 74 ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Симферополь тридцатых годов прошлого века был небольшим городом, столицей Крымской автономии, с развитой промышленностью, образованием, медициной. В городе жили и работали известные российские учёные, педагоги, писатели и художники.
С начала двадцатых годов жил здесь и мастер батальной живописи, художник Н.С. Самокиш — он организовал в городе свою художественную студию, которая стала центром художественного образования. Позже студия была реорганизована в художественное училище имени Самокиша.
Студию посещали многие школьники, как правило мальчики. И между них с начала тридцатых годов — Сергей Каёткин, который учился тогда в школе.
Семья, родители и старший брат Вячеслав, переехала в Симферополь в конце двадцатых годов из Москвы.
С родителями и братом
Все они долго не могли привыкнуть после огромного многолюдного города к захолустному Симферополю. Здесь Сергей пошел в первый класс школы, а брат – в третий. Жили в конце улицы Ленина, на Макуриной горке, в небольшом домике. Несколько таких домов окружали общий двор, в них жили люди разных национальностей, дружили, ходили друг к другу в гости, угощали соседей своими национальными блюдами. А в годы оккупации оказывали помощь соседям, прятали их, спасали от захватчиков.
Братья учились в школе № 11 на улице Ушинского, которая носила имя И. Д. Папанина. В школу ходили в основном пешком, изредка ездили на трамвае. На трамвайных путях перед поворотом улицы гоняли с приятелями в футбол. При этом следили, чтобы не попасть под трамвай и чтобы игру не увидела мама, возвращающаяся на трамвае с рынка, которая запрещала им играть на трамвайных путях. Рынок тогда располагался на теперешней площади Ленина.
С братом Вячеславом
В воскресенье всей семьей ходили в центр, на рынок, пили вкусную сладкую бузу — шипучий напиток из пшена, ели чебуреки и сладости, смотрели фильмы в кинотеатре «Большевик», арку которого проектировал архитектор Краснов.
Там, в Крыму, они в первый раз увидели море. Оно лежало у их ног, огромное, ярко-синее, блестящее, оно дышало и веселилось, сердилось и бушевало. А временами оно становилось грозно-серым или почти черным и бросало на берег тяжелые волны с ароматными брызгами. Летом все вместе отдыхали в Николаевке, снимали комнату у местных жителей, купались, ловили рыбу.
Школьные друзья
Постепенно они все привыкли к новому месту жительства, полюбили Крым с его замечательной природой и историей, принимали московских родственников, показывали им интересные места полуострова. Сережа стал посещать студию Самокиша, а Слава учился играть на фортепиано — семья приобрела подержанный инструмент.
В школе детям зачастую организовывали экскурсии по всему Крыму. Старушка-учительница возила младших школьников в интересные места на телеге, запряженной битюгом. А в старших классах они сами с друзьями и подругами путешествовали по полуострову на велосипедах.
В школьные годы Перед войной
В 1938 году папа окончил школу, поступил в сельскохозяйственный институт и уехал учиться в Херсон. В 1940 году, закончив два курса института, он был призван в армию, учился в Кировобадской авиационной школе, воевал на Кавказе, в Польше, войну завершил в Берлине.
В 1940 году окончил школу и дядя Сергей. И сразу же был призван в армию.
После учебы под Минском его направили служить в Белостокскую область Белоруссии, самую западную область страны, которая недавно принадлежала Польше. Отсюда ещё до начала войны он отправил родителям два письма и фотографию в военной форме.
В последнем письме дядя Сергей писал, что его часть находится на границе с Польшей. Через речку Белая, которая течет неподалеку, красноармейцы не только видели немецких солдат, тем не менее и слышали грубую немецкую речь.
Рисунок
После оккупации Крыма фашистами бабушке пришлось сжечь все письма от сыновей: оставлять фронтовые треугольники в доме было опасно. Немцы и румыны могли уничтожить семью красноармейцев. Чудом уцелели лишь одна фотография, листок из школьного сочинения с исправлениями красной ручкой и оценкой «хорошо» и рисунок Сергея, изображающий слепого.
Бабушка и дедушка во время оккупации ездили по деревням, меняли вещи и кое-какие украшения на продукты, чтобы выжить и встретить сыновей с войны. Дождались только одного, старшего…
Именно в Белостокской области шли наиболее ожесточенные бои в самом начале войны. Белостокско-Минское сражение началось с первого дня войны и длилось до начала июля. В результате сражения несколько армий оказались в окружении и были разбиты, многие бойцы погибли или попали в плен. Враг продвинулся далеко вглубь страны, захватил Минск и значительную часть Белоруссии. Говорят, что некоторым бойцам удалось выйти из окружения. Кто не смог прорваться, продолжили борьбу с врагом в партизанских отрядах.
Листок из сочинения
Что случилось с дядей Сергеем, до сих пор неизвестно. Кто-то рассказал семье о его тяжелом ранении. Кто-то видел его в госпитале. Родители и брат всю послевоенную жизнь пробовали узнать о судьбе Сергея. Тем не менее даже сейчас, когда столько материалов о войне есть в свободном доступе на разных сайтах, семье не удалось узнать о его судьбе…
В эти майские победные дни по улицам наших городов и сел, а также за рубежом идёт Бессмертный полк — в честь красноармейцев Вячеслава и Сергея Каёткиных, их боевых друзей и подруг Анатолия Коротеева и Геннадия Богданова, Татьяны и Петра Юрчишко, Георгия Авраамова и Тимофея Кузьменко, Зои и Николая Костанда и многих млн. иных освободителей нашей Родины и прочих стран. В честь тех, кто погиб или был ранен на фронтах, трудился днём и в ночное время в тылу, был изувечен или замучен в концлагерях. В честь наших отцов и матерей, дядей и тетей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек!
Бессмертный полк
Кто-то несёт таблички, сделанные в фотосалоне, украшенные георгиевскими лентами. А кто-то взял старые фотографии родственников и наклеил их на кусок картона, не важно! Люди вспоминали ужасную войну, радовались прекрасному миру, который требуется беречь! И помнить, что спас мир от «коричневой чумы» советский солдат!
…Остались листок из школьного сочинения с оценкой, рисунок и единственная фотография в военной форме за февраль 1941 года. И память…