Накануне новый годовщины насильственного выселения крымско-татарского народа из Крыма в соцсетях опять всплыл распространенный аргумент: мол, тем самым Сталин спас его от полного истребления. Вождь всех народов своим волевым решением пошёл на нарушение закона СССР, по которому предатели Родины подлежали расстрелу[1]. Можно сказать, проявил социалистический гуманизм по отношению к татарам Тавриды, передаёт «Крымское Эхо».
Для выселения у него было две очень веских причины: совсем неподалёку на юге дружественная нацистской Германии Турция и могущий возникнуть на полуострове этнический конфликт. Ведь большинство советских людей переживших немецко-румынскую оккупацию, жаждали расправы и могли начать сами убивать бывших гитлеровских холуев, издевавшихся над ними более двух лет в Крыму.
С таким мнением абсолютно не согласен депутат Госдумы Руслан Бальбек, который заявил: «Новый учебник истории Крыма посвятил целую главу в разделе о Великой Отечественной войне, где приводятся какие-то сомнительные рассказы о якобы массовой лояльности крымских татар к оккупантам. Что это? Некомпетентность? Слепая вера в не самые надёжные исторические источники?
История нашего государства соткана из многочисленных спорных событий. И вопросы предательства — это не позор какой-то нации, это личное ничтожество тех граждан, которые добровольно перешли на службу к фашистам. И какой смысл вспоминать мерзавцев, которые были в каждом народе и предавали страну и нацию, выслуживаясь перед оккупантами. Для чего акцентировать внимание на отдельных фактах в то время, как в подавляющем большинстве было честное служение Родине крымчан, воевавших на всех фронтах?...»
Я не буду высказывать своё мнение о слове «лояльность», которой депутат заменяет понятие «коллаборационизм», просто приведу данные одного из наиболее известных защитников прав т.н. «репрессированных народов», где приводятся такие цифры: «В подразделениях немецкой армии, дислоцировавшейся в Крыму, состояло, по приблизительным данным, более 20 тыс. крымских татар» [Бугай Н. Ф. «Л. Берия — И. Сталину: Согласно Вашему указанию», c. 146,Издательство АИРО-XX, 1995 год].[2]
Все, скорее всего, помнят прошлогодний скандал, который связан с песней «1944» украинской патриотки и одновременно крымской татарки на Евровидении.
Могу только добавить к песне о безвинных и толерантных, что в апреле — мае 1944 г. крымско-татарские батальоны принимали участие в боях против ворвавшейся в Крым Красной Армии. Эвакуированные из Крыма части в июне 1944 г. были сведены в Татарский горно-егерский полк СС трёхбатальонного состава, переформированный через месяц на территории Венгрии в первую Татарскую горно-егерскую бригаду СС (2500 бойцов).
А вот образчик официозной, ещё перестроечной пропаганды, на которую любят ссылаться некоторые парламентарии: «Разумеется, нельзя отрицать сам факт сотрудничества лиц крымско-татарского происхождения с фашистским военным командованием и спецслужбами, их прямое участие в полицейско-карательных операциях, в борьбе с партизанами и в боях против Советской Армии. Но даже если исходить из приведённых выше цифровых данных (около 20 тыс. человек из примерно 200-тысячного крымско-татарского населения), то общее число таких бойцов составит менее 10%. Все это позволяет говорить, что в предательский союз с гитлеровскими оккупантами вступила не основная масса, а лишь сравнительно небольшая часть крымских татар».
«Замечательная логика! Остаётся лишь применить её к Третьему Рейху. В 1939 году население Германии составляло 80,6 млн. человек. Из них в вооружённые силы и войска СС с 1 июня 1939 года по 30 апреля 1945 года было призвано всего лишь 17,9 млн. человек. Всё это позволяет говорить, что в вероломном нападении на нашу страну участвовала не основная масса, а лишь сравнительно небольшая часть немецкого народа».[1]
Тем не менее, фантастические цифры, высасываемые из пальца радетелями «поруганных и наказанных народов»: «Тотальная депортация крымских татар была величайшим предательством со стороны советской власти, потому как основная часть мужского населения крымских татар, призванная в армию, продолжала в это время воевать на фронтах за ту же советскую власть. На фронт в 1941 году было призвано около 60 тыс. крымских татар, 36 тыс. погибли, защищая СССР. Также, 17 тыс. крымскотатарских парней и девушек стали активистами партизанского движения, 7 тыс. — участвовали в подпольной работе». [«День памяти и скорби. Депортация крымских татар 18 мая 1944 года»].
«Всего награждено около 50 тыс. крымских татар, и число это могло бы быть существенно большим, если бы массовые награждения в основном проводились не на заключительном этапе войны — в 1944–1945 годах, когда крымских татар к высоким наградам уже не представляли…Клеймо “предателя” с дьявольским искусством было наложено на весь народ, хотя из 60 тыс. призванных на фронты Великой Отечественной войны крымских татар каждый второй погиб смертью храбрых». [2]
У автора сих строк, видимо, было совсем плохо с арифметикой за младшие классы средней школы, потому как данные о сосланных в Среднюю Азию существуют и их легко проверить: «Всего за 1945—1946 годы в места депортации было отправлено 8 995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1 392 сержанта. В 1952 году только в Узбекистане насчитывалось, по данным НКВД, 6 057 участников войны». [Википедия].
Не могу понять, как можно из 200-тысячного народа призвать на фронт 60% всех мужчин? Этот рекорд надо в книгу Гиннеса занести.
Могу сказать только, что так «патриотично» лгут далеко не все. Не могу не получить удовольствия процитировать в своё время вызвавшее сенсацию высказывание руководителя отдела внешних связей «меджлиса»[3] Али Хамзина. Этот видный татарский функционер заявил буквально следующее (и я лично верю, что он говорил не только от себя лично): «Мы не будем отмежёвываться от тех крымских татар, которые, по-вашему, были якобы коллаборационистами. Мы не будем отмежёвываться от власовцев и не считаем их предателями. Потому что та система была преступной, и сегодня её память является также преступной!»
Али Хамзин убежден, что крымские татары имели полное право дезертировать из Красной Армии и перейти на службу нацистским властям.
«Сейчас, когда вы говорите о коллаборационистах, господа, вы так или иначе защищаете коммунистические ценности вот этого преступного режима. Те люди, которые, к сожалению, пострадали от этой системы, имели право ей отомстить, – завершил новый идеологический посыл шеф отдела внешних связей меджлиса.» [3]
Здесь как говорится, ни убавить – ни прибавить!
Теперь пройдёмся об участии крымских татар в партизанском движении, правда, придётся цитировать разные источники.
После Сталинграда, Курской битвы, «почуяв, что запахло жареным, кое-кто из местных гитлеровских прислужников попробовал заслужить прощение. К декабрю 1943 года в партизанские отряды вступило 406 крымских татар, из них 219 служили ранее в различных полицейских формированиях. Для примера, на сторону партизан перешёл 152-й батальон под командованием майора Раимова.
Того самого Раимова, который за два года до этого возглавил отряд самообороны в деревне Коуш, и чьи подчинённые столь отличились, охраняя концлагерь в совхозе «Красный».[4]
но у всякого милосердия есть предел. Очень скоро Раимов и несколько наиболее одиозных его подельников были арестованы партизанами и отправлены в Москву, где все они были потом расстреляны». [4]
Сколько же крымских татар находилось между партизан? На 1 июня 1943 г. в крымских партизанских отрядах было 262 человека, из них 145 русских, 67 украинцев и ... 6 татар. На 15 января 1944 г., по данным партийного архива Крымского обкома Компартии Украины, в Крыму насчитывалось 3733 партизана, из них русских — 1944, украинцев — 348, татар — 598. Наконец, согласно справке о партийном, национальном и возрастном составе партизан Крыма на апрель 1944 года, между партизан было: русских — 2075, татар — 391, украинцев — 356, белорусов — 71, прочих — 754.
Итак, даже если взять максимальную из приведенных цифр — 598, то соотношение татар в немецкой армии и в партизанах будет больше чем 30 к 1. [5]
Теперь о последнем, в чём обвиняются власти, переселившие татар в Среднюю Азию.
«С момента депортации по 1 октября 1948 года умерло 44 887 человек из числа выселенных из Крыма (татар, болгар, греков, армян, а также других), то есть менее 20% выселенного контингента». Учитывая, что люди умирают и в нормальных условиях, из этой цифры следует вычесть естественную смертность за четыре года, то есть 7%. Так как в 1949-м и в последующие годы смертность спецпереселенцев не отличалась от нормальной, повышенная смертность депортированных из Крыма составила не более 13% от численности контингента.
Вот с этого момента мы и поговорим поподробнее. Авторы приводят ничем не подтверждённые цифры ссылаясь на своих соплеменников. Попробуем помочь вспомнить им о голоде в СССР 1946 – 1947 года и посмотрим, что же происходило тогда в мире.
Приблизительный подсчёт числа жертв голода 1946—1947 годов является затруднительным из-за отсутствия достоверной демографической статистики по этому промежутку времени (между 1939 и 1959 годами переписей населения не было), попыток властей скрыть масштабы и сам факт голода, ослабления контроля над текущим учётом населения в послевоенные годы.
Как известно, в 1947 году официальная смертность в СССР возросла в 1,5 раза, ухудшились, а также другие демографические показатели (рождаемость, регистрация браков и т. д.). По оценке М. Эллмана, всего от голода в 1946—1947 годах в СССР погибло от 1 до 1,5 млн. человек.[6]
Я специально привёл не самый дружелюбный к России источник, который сразу отвечает на претензии о якобы особой сверхсмертности татар в ссылке. Оказывается, от голода умирали по всему Союзу, и они ничем принципиально не выделялись на фоне остального населения. Я могу только склонить голову перед всеми умершими после войны от тягот этого страшного времени и надеяться, что нашим потомкам не придётся пережить подобное.
Ну и в заключение вывод: пора уже перестать искать «самый несчастный» и «самый пострадавший» народ…
Ссылки:
[1] http://evpatoriya-history.info/natsionalni...ennoj-vojne.php
[2] http://luchshiy.com/chtoby-pomnili/krymskie-tatary-na-sluzhbe-u-gitlera-ist.html
[3] https://svpressa.ru/society/article/72725/
[4] https://maxfux.livejournal.com/1501898.html
[5] https://www.e-reading.club/chapter.php/1032968/25/Shirokorad_-_Bitva_za_Krym.html
[6] https://ru.wikipedia.org/wiki/Голод_в_СССР_(1946—1947)
[1] *— Статьи Уголовного кодекса РСФСР (в редакции 1938 года):
Статья 58-1 «а» Измена Родине, т.е. действия, совершенные гражданами СССР в урон военной мощи СССР, его государственной независимости или неприкосновенности, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу, караются высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок десять лет с конфискацией всего имущества.
Статья 58-1 «б». Те же преступления, совершенные военнослужащими, караются высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества.
Статья 193-7 «г». Самовольная отлучка свыше суток является дезертирством и влечет за собой — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, а в военное время высшую меру наказания — расстрел с конфискацией имущества. [Указ Президиума Верховного Совета СССР 6 июля 1940 года].
Статья 193-22. Самовольное оставление поля сражения во время боя, сдача в плен, не вызывавшаяся боевой обстановкой, или отказ во время боя действовать оружием, а равно переход на сторону неприятеля, влекут за собой высшую меру социальной защиты с конфискацией имущества.
[2] В рецензии на книгу «Чёрная книга коммунизма», выпущенную в 1997 году в Париже, где даётся общая цифра насильственно перемещённых (а не депортированных, т. к. переселение происходило в границах одной страны) татар Крыма в количестве 180 014 человек антисоветский эмигрантский журнал «Посев» №1469 стр. 45-47 (первый номер вышел 11 ноября 1945г. в беженском лагере в Германии в американском секторе) поправляет авторов книги в том, что «на службе в Вермахте, Ваффен СС, и т. п. 1942-1945г.г. находилось не 6 батальонов, а около 20 000 крымских татар, 10 000 из которых были набраны в состав 8 батальонов уже к марту 1942г.».
[3] Запрещенная в РФ террористическая организация
[4]