«Крымская газета» задала несколько животрепещущих вопросов главному дирижёру Свердловскому театра музыкальной комедии, заслуженному деятелю искусств РФ Борису Нодельману, который в рамках «Больших гастролей» находится в Крыму, пишет издание «Крымская газета».
Борис Григорьевич, как вы оцениваете состояние музыкальной культуры в стране, в текущее время повальное засилье рэпа, у нас даже фестиваль появился...
- С музыкальной культурой очень плохо. Не знаю почему происходит её уничтожение. Учитывая то, что во многих городах полные залы, публика, в общем, становится более бескультурной. Люди интеллектуально мало знают и литературу, и музыку. Любой жанр имеет место: хороший рэп, джаз, народное пение, оперетта, классика — замечательно. Однако всё должно быть хорошего качества и находить свою аудиторию. Мы классические музыканты, однако мы с удовольствием слушаем «Би 2», например, потому как это хорошее музыкальное качество. Зритель также должен быть подготовлен. Однако сейчас зритель не воспитывается. Нужно, чтобы люди были разносторонне образованы. Хоть какой-то минимальный ликбез должен быть. Нужно, чтобы люди обязательно знали и живопись, и музыку, и искусство, и балет. В общем обо всём, что вокруг творится, необходимо немножечко знать.
Сейчас правительством инициирована программа «Культурный минимум» для школьников по различным направлениям искусства, а на ваш взгляд, какие музыкальные произведения должны в ней быть?
- Не знаю, любые, наверное. Начинать надо с популярной классики. Хорошая джазовая, оркестровая музыка. Можно, наоборот, начинать с рок-групп. Допустим, Queen, The Beatles, там очень всё музыкально, потом переходить к американским мюзиклам Ллойда Вебера. Должна быть программа окультуривания — целенаправленная и планомерная. В американской школе детей учат не со сложных произведений, не с Баха, а с просто авангардной музыки: дети шлёпают пальчиками по роялю и начинают понимать, как это интересно. Посредством игры они через лёгкие пьесочки постепенно переходят к сложным, умнеют, и потом знакомятся с классикой. Помню своё детство учили тяжело, не понимаешь же, что это такое! Тяжёлая музыка, ведь четыре века назад она была. Однако очень обидно, когда люди приходят и в первый раз видят скрипку. Спасибо, что канал «Культура» есть, гениальное изобретение. Однако в целом полный зал умных интеллектуальных ребят все компьютерщики. Странный перекос, вроде умнеет технологически народ, становится более подготовленным, оснащённым, а вот азы культуры утеряны.
Современные композиторы пишут музыку для музыкальных театров, есть с чем работать сегодня?
- У нас много спектаклей поставлено и специально написаны для нашего театра. Мы привезли и «Казанову», и «Екатерину Великую» они написаны в сотрудничестве. Сейчас много молодых хороших композиторов и таких классиков, как Дунаевский, Журбин. Дунаевский написал «Алые паруса», а мы первые исполняли. Есть «Орфей и Эвридика», который написал Журбин. Слава богу, есть композиторы, есть с чем работать.
Борис Григорьевич, вы лауреат двух «Золотых масок», что они значат для вас, может быть это тяжёлый груз?
- Нет, это просто приятно. Это оценка всего нашего труда, труда оркестра. Дирижёр без оркестра, кто он такой? А солисты поют под нашу музыку. Это комплекс, это театр. «Золотая маска» вроде бы она персональная, однако она охватывает всё. Хорошо, когда она идёт за спектакль — каждый кусочек этой маски отдаётся всем. Серьёзная и сложная вещь конкурсы, они, разумеется, имеют обратную сторону, кто-то недоволен, это и интриги, и обиды. Однако нам приятно, что у нас 20 «Золотых масок» в разных номинациях.
А Год театра в России, как он проходит для вас?
- Мы работаем также, как и в прошлом году. Просто он более пафосный. В Год театра слово «театр» стали больше упоминать. Привлечено внимание, а внутренняя жизнь она как была всегда активная, насыщенная и ответственная, так и осталась.
Однако может театр в чём-то нуждается, как в подарке под ёлочку?
- Мы нуждаемся во многом, как все театры. Пока опыт показывает, что проблема выбить деньги. С большим трудом удаётся. Вся культура по остаточному принципу. Увы, пока мы не понимаем, что культура народа — это главное, а потом уже идёт экономика. Чем культурнее люди, тем быстрее растёт экономика. Когда придёт понимание, что культура — это первооснова, тогда у нас будет всё нормально.
Крым на что-то вдохновил, есть время подумать о творчестве?
- Гастроли для нас это ответственная, тяжёлая работа. Это переезды, новые ямы, новые условия, каждый раз на саунд-чек, проживание, питание... Не так всегда просто. Как раз мы думаем о творчестве, однако просто необходимы дополнительные усилия. Одно дело, когда мы делаем дома, когда уже всё накатано, то здесь приходится искать дополнительные ресурсы, резервы, чтобы всё было лучше.