В 2015 году Правительство Российской Федерации утвердило концепцию развития концертной деятельности в отрасли академической музыки. Проект концепции рассмотрели на коллегии Министерства культуры РК, а теперь он прошёл общественные слушания в Крымской государственной филармонии, пишет издание «Крымская газета».
К сожалению, о самой концепции развития концертной деятельности в области академической музыки говорили мало, согласившись с её приоритетными направлениями. Обсуждение свелось к тому, что положение, в котором сейчас находится Крымская государственная филармония, не позволяет прыгнуть выше головы, прежде всего из-за её удручающей материально-технической базы.
Пещерная игра
Тема строительства концертного зала для филармонии обсуждается давно, тем не менее подвижек нет. Исполнители выступают на арендованных площадках, которые забирают львиную долю средств. Кроме этого, помещения не обладают нужными акустическими характеристиками.
– Нет концертного зала – люди не знают, что такое филармония. Данный вопрос требуется поднимать, он стоит очень остро, – уверен художественный руководитель камерного хора «Таврический благовест» Владимир Николенко.
– Мы даже пошли играть в пещеры. Условия там для работы непростые. И температурный режим +9 градусов, и влажность 100%. Хорошо, что удалось хоть как-то закупить китайские инструменты, – полушутя продолжает художественный руководитель и главный дирижёр Камерного оркестра Денис Карлов.
Пинг-понг с оркестром
Больное место филармонии – его драгоценность, академический симфонический оркестр. Правда, его художественный руководитель и главный дирижёр Александр Долинский сравнивает свой коллектив с шариком для пинг-понга: 25 лет оркестр не имеет репетиционной базы и скитается по санаториям и времянкам.
Кроме того, симфонический оркестр не соответствует международным нормативам по составу, по сравнению с советскими временами он сократился на четверть.
– У меня уже два кларнета вместо четырёх и два контрабаса вместо шести, – сетует известный дирижёр.
Кстати, у Камерного оркестра филармонии аналогичная проблема. Попытки пополнить коллектив новыми музыкантами обречены на провал – людей отпугивают низкая зарплата и дорогой съём жилья. Выход Александр Долинский видит в создании программы компенсаций на съём жилья. В России подобная поддержка существует, позволяя восполнять 50-100% средств, потраченных на проживание. О предоставлении жилья, общежитий для музыкантов говорят, а также другие руководители творческих коллективов.
При том, что в республике действует программа по приобретению музыкальных инструментов в детские школы искусств, симфонический оркестр играет на старье, музыканты докупают необходимое за свой счёт.
Выступления приглашённых звёзд – дирижёров и солистов – проходят исключительно по дружбе, потому как даже символический гонорар обернётся для филармонии финансовой катастрофой. В то же время приглашение ведущих исполнителей для совместного выступления – важная практика: так растёт мастерство музыкантов и воспитывается публика.
Проблема не только с инструментами.
– Для концерта в Москве нам пошили костюмы, и мы уже два года работаем (в них. – Ред.). А так у нас все костюмы на грани фантастики, их уже невозможно ни перешить, ни починить. Ужасное состояние аппаратуры – ей 25 лет, и на каждом концерте всё выбивает. Мне уже больно смотреть, как всё это играется и поётся. Слава богу, артисты – народ такой – берут себя в руки и, несмотря ни на что, выходят на сцену, потому как зритель должен видеть хороший продукт, надо улыбаться, – отмечает художественный руководитель ансамбля «Хайтарма» Эльмира Налбантова.
Грант во спасение
Руководители художественных коллективов одобрительно отозвались об учреждении грантовой поддержки со стороны правительства республики. В России это существенный источник зарплаты работников филармоний. Средства необходимы также на организацию гастролей, тем более в концепции прописано требование, чтобы исполнители расширяли географию своих выступлений.
– Коллектив должен ездить не только по регионам, он должен выезжать за их пределы, должен встречаться с другими коллективами. Он должен себя показать, должен на иных посмотреть, чему-то научиться. Он должен обогащаться за счёт гастрольной деятельности. Коллектив должен финансироваться, по этой причине о Крымской филармонии мало кто знает в стране и за её пределами, – считает Владимир Николенко.