В конце XVIII века Екатерина II подарила земли села Тавель (ныне Краснолесье) генералу Василию Попову, который обустроил здесь имение: добротный дом, большой сад с прудом. Тавелю было суждено стать знаковым местом в малоизвестных страницах «невидимой войны», связанных с партизанским движением и подпольно-диверсионной деятельностью периода Великой Отечественной войны. Фактов немного, но они достойны стать основой для увлекательного романа, передаёт «Крымская газета».
Школа для диверсантов
В 1942 году Абвер – управление военной разведки и контрразведки фашистской Германии – организовало в Тавеле разведывательно-диверсионную школу, где готовили агентов-радистов и разведчиков-диверсантов для подрывной работы в советском тылу. Поскольку вести боевые действия предполагалось на Кавказе, школа была укомплектована антисоветски настроенными военнопленными – уроженцами Кавказа и Закавказья.
Она находилась в Тавеле до 1943 года. Интересно, что уже после освобождения Крыма от немецких захватчиков сотрудники НКВД обнаружили на территории бывшей разведшколы в Тавеле, в специально обустроенном бункере, четырёх агентов, имеющих радиостанцию, советские документы, деньги и запас продуктов питания. Эти агенты были перевербованы и использовались для дезинформации противника. Они передавали своему начальству ложную информацию в 1945 году, во время Ялтинской конференции глав держав – победителей фашизма. Искусная радиоигра ввела в заблуждение вермахт и позволила обезопасить Крым от налётов вражеской авиации.
Памятники патриотам
В парке возвышается памятник на братской могиле советских патриотов – партизан, подпольщиков, мирных жителей и военнослужащих, погибших в этих краях во время Великой Отечественной войны.
В историю вошёл Пётр Миньков, политрук группы, бывший председатель колхоза из Тавеля: группа из 15 человек под его командованием смело атаковала противника численностью до 200 человек, уничтожила несколько десятков вражеских солдат и двух офицеров. В этом бою Миньков погиб.
Известно, что три фамилии – Колин, Кошкин и Зобнин – принадлежат трём подросткам. Мальчишки 12-14 лет сделали подкоп, проникли в склад разведшколы и несколько раз добывали там оружие. Вскоре фашисты обнаружили пропажу, выследили и схватили ребят и после истязаний расстреляли.
Отдельная плита на памятнике посвящена испанскому коммунисту Фейхоо Хоакину, воевавшему против фашистов в звании советского майора и под именем Петра Фёдорова. Хоакин был командиром одной из советских групп опытных подрывников-диверсантов, испанцев по происхождению, заброшенных к партизанам самолётом в 1943 году. Фёдоров погиб в районе Тавеля, но его и другие группы успешно действовали на коммуникациях противника.
Рядом с бывшей разведшколой находятся ещё два памятных знака советского времени. Мемориальная доска, укреплённая на каменной глыбе, сообщает, что в 1943-1944 годах в Тавеле был создан и сражался с немецко-фашистскими захватчиками 6-й отряд Южного соединения и крымских партизан. Второй памятный знак напоминает о подвиге Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Девушка стала одним из ярких символов героизма советских людей в Великой Отечественной войне. Окончив диверсионную школу, Зоя стала бойцом разведывательно-диверсионной части. Выполняя приказ «сжигать все населённые пункты в тылу немецких войск», она подожгла несколько домов в деревне Петрищево под Москвой, где располагались немецкие офицеры и солдаты. За это Зою подвергли жестоким издевательствам и затем казнили.
Почему именно в Краснолесье появился ей памятник? Ведь село не имеет никакого отношения к её жизни и подвигу. Надо полагать, инициаторы установки памятника хотели таким образом подчеркнуть партизанские традиции Тавеля. А уже в наше время, когда стали известны многие тайны войны, оказалось, что памятники советским партизанам, подпольщикам и диверсантам соседствуют со строениями, которые помнят разведшколу Абвера.