Под Симферополем продолжаются раскопки могильника Опушки, рядом с одноимённым селом, пишет издание «Крымская газета».
– Могильник обнаружили в 2002 году грабители. Жители села Мазанка увидели, что дети играют с человеческими костями и обратились в органы охраны памятников. В 2003 году организовали экспедицию, поначалу маленькую, а с 2016 года здесь уже проходит практика студентов первого курса исторического факультета, – рассказал доктор исторических наук, руководитель экспедиции Игорь Храпунов.
Могильник датируется I веком до нашей эры – IV веком нашей эры. Так, на этой территории людей хоронили на протяжении 500 лет. Памятник уникален, так как на полуострове аналогов – могильников, использовавшихся так же долго, нет. Профессор подчеркнул, что на данный момент «информация не исчерпывающа в связи с неполным исследованием памятника». Уже раскопано 3,5 тысячи квадратных метров, а общая площадь – более двух гектаров. 314 погребений открыто, 32 из которых – в этом сезоне.
Ещё одна особенность заключается в том, что для захоронений был выбран совершенно непримечательный холм. Непонятно, чем именно он привлекал людей. При этом поселение рядом до сих пор не найдено.
Погребения соотносят с разными культурами и народами.
– Самые ранние – это поздние скифы. Однако не те владыки степей, про которые обычно знают по звериному стилю и курганам, а скифы, перешедшие к осёдлости. После этого появились сарматы, которых долгое время хоронили рядом. Потом – предки средневековых кавказских алан, они переселялись сюда в III и особенно IV веках нашей эры. Последняя культура – германцы – представлена погребениями с трупосожжениями. Такое выявлено одно – это каменный ящик и в нём сожженные кости ребёнка в лепном сосуде, – рассказал археолог.
Довольно часто находят скелеты животных: раскопано 50 захоронений лошадей, уложенных на живот, а их морда находилась на специальной подставке.
– Обычно в склепах заполняли только погребальные камеры (позднескифская традиция), нередко более ста погребённых в одном склепе, несколько ярусов, сдвинутые кости – вот такой хаос. А сверху собака, – описал Игорь Храпунов.
Археологи начали работу в конце июня, а завершат в середине августа. За это время экспедицию посетят не только опытные историки, однако и люди иных профессий, захотевшие окунуться в полевую романтику. Уже не первый раз Опушкинская археологическая экспедиция продолжает получать президентский грант на организацию волонтёрского лагеря. Благодаря нему на раскопки в Крым смогли приехать ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Уфы и даже Йошкар-Олы.
– Втягиваются постепенно. Большинство выдерживает, хотя первые пару дней тяжело. Бывали случаи, когда уезжали на второй день. Приезжали и понимали, что это не для них. Однако таких всего несколько случаев, – сказала об адаптации новеньких директор благотворительного фонда «Наследие тысячелетий» Анастасия Стоянова.
Сотрудники экспедиции развеяли миф о том, что археология не женское занятие. Со слов Анастасии Стояновой, «в этом году женский батальон».
– Я здесь уже четвёртую неделю. Описание было очень заманчивым, и ожидания оправдались. Это стереотип, что археология не для девочек. Я никому ничего не подтверждаю, просто интересно, это жажда знаний, – пояснила волонтёр Екатерина Лимарева.
В экспедицию приезжают и школьники. 16-летняя Дарья Трушина из Московской области перед тем как связать свою жизнь с археологией, приехала в Крым, чтобы попробовать непростую профессию на практике. Юная исследовательница заявила, что первый день на раскопе оказался именно таким, каким она представляла.