В Керченском музее древностей 25 января открылась новая выставка «Боги и люди. Боспорская терракота», сообщает издание «Керчь.ФМ».
Как мы уже писали, в основе выставки образцы античной коропластики II в. до н.э. – первых веков нашей эры местного и импортного производства из фондов заповедника. На выставке можно увидеть женские божества, маски, изображения варварских всадников, а также глиняные детские игрушки.
Как рассказали работники музея, данные материалы были дополнены терракотовыми статуэтками, масками, фигурками всадников, а также красками разных цветов, разведенными в створках мидий из древней керамической мастерской, найденной в 2007 году в результате охранно-археологических раскопок на территории горы Митридат.
Каждая фигурка и статуэтка выставки имеют уникальную древнюю истории. Люди вкладывали в терракотовые статуэтки и маски символы богов и культовые предметы. Об этом подробно рассказала гостям заведующая историко-археологическим отделом Елена Артеменко.
Например, фигурка охотника имеет не только жанровое значение, но и глубокое философское. Некоторые исследователи полагают, что охотник – это неумолимое время, которое гонит человеческую душу в виде зайца к завершению бытия. А собака, которая гонит зайца, это страж между миром живых и мёртвых. Страж не пускает душу, которая ушла в мир мёртвых, вернуться обратно. Таким образом, в одной небольшой терракоте заложена целая философская идея, рассказала Елена Артеменко.
Интересные экспонаты – это уменьшенные копии театральных масок. Они имели культовое значение. Были дарами богам, а также имели значение для погребального культа. Зачастую маску клали в погребение, где она символизировала перевоплощение души. Также маски защищали от злых сил.
Уникальные куклы-марионетки появились на Боспоре в первые века нашей эры. Они изготавливались в мастерской из двух половинок. В головах статуэток есть отверстия для веревочек, у некоторых них подвижные ноги. Данные марионетки использовали в древнем кукольном театре.
Хорошо сохранилась статуэтка актера в образе Геракла. Персонаж прижимает палицу, у него подвижные ноги и фаллос. Это черта античной культуры. Тогда персонажи и произведения, какие писали для театра имели, на наш взгляд, привольные мотивы. Ещё в произведениях Аристофана описаны деревенские процессии, когда идёт толпа крестьян, женщины, дети и несут огромные изображения фаллоса – символа плодородия, рассказали работники музея.
В завершении открытия выставки музейщики предложили гостям поучаствовать в викторине. За небольшое стихотворение или пословицу можно было получить возможность самому разрисовать или изготовить терракотовую статуэтку.