Последние новости

Реклама

В древности Новый год праздновали, чтобы избежать конца света, а Дед Мороз – тот самый жрец, который должен продлить бытие ещё на год. Об этом рассказал в беседе РИА Новости Крым старший преподаватель кафедры религиоведения Российского православного университета святого Иоанна Богослова Иван Негреев, пишет издание «РИА Крым».

Дед мороз не так прост

Во всех древних культурах возраст мира считали от его мифического сотворения, ключевого события, после которого хаос превратился в космос. Однако это превращение, по религиозным представлениям, не могло произойти просто так, необходима была жертва и приносящий её жрец, который станет гарантом новой вселенной. Далекий отголосок такого жреца – это и есть Дед Мороз, а принесение жертв превратилось в традицию дарить подарки.

«Дед Мороз – современная трансформация мифологических образов древности. Им мог быть как персонаж, который сам приносит себя в жертву, так и жрец, который совершает жертвоприношение. Это делалось из-за страха человечества, что мир разрушится так же спонтанно, как и появился. Значит, требуется подпитывать его существование самым дорогим, а самое дорогое, что есть у человека – это его жизнь», — поясняет Негреев.

В этом контексте фигура Христа также имеет некоторые пересечения с зимним чудотворцем, потому, что Иисус приносит себя в жертву для спасения человечества. Однако он дает людям возможность спастись от неминуемой духовной гибели навсегда и указывает путь раз и навсегда. В то же время архаические ритуалы и культы «обеспечивали» существование мира на год.

Древний миф ближе, чем думается

Исконные представления о Санте хоть и забыты многими, однако порой появляются там, где не ждешь. К примеру, из саркастического фентези Терри Пратчетта «Санта-Хрякус» можно узнать подлинные архаические представления о зимнем волшебнике и его функциях.

«В произведении внезапно похищают Санта-Клауса (он там назван Санта-Хрякус). Вначале никто не может понять, чем это чревато, однако, когда на место Санты становится сам Смерть – начинают задумываться о причинах. Оказывается, если не будут доставлены подарки и Санта-Хрякуса не вернуть – над миром больше никогда не взойдет солнце. А похищение волшебника организовывают, чтобы жизнь на планете прервалась», — рассказывает Негреев.

Как добавляет религиовед, когда мифологического персонажа всё же спасают – Пратчетт описывает его, по меньшей мере, необычно: то в ритуальных татуировках, то в белом жреческом одеянии, то в виде жертвы.

И только, когда Санта-Хрякус садится в свои сани – перед нами вновь добродушный дедушка с бородой и в праздничном красном костюме. Однако – это только самая поздняя и «выхолощенная» версия одного из ключевых персонажей давнего мифологического прошлого.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля