Глава КС Зорькин: для возврата смертной казни придется поменять Конституцию, передаёт «РБК».
Валерий Зорькин помог вспомнить, что согласно двум постановлениям Конституционного суда россияне «получили право не быть приговоренными к смертной казни». И руководствоваться стоит именно этими решениями, уверен он
Возвращение к практике применения смертной казни в России возможно только в случае изменения положений Конституции страны, заявил председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин во время Х Всероссийского съезда судей. Трансляцию вел телеканала «Россия 24».
«Только лишь изменение Конституции <...> может послужить основой для возобновления смертной казни», — сказал он.
Со слов Зорькина, российский основной закон построен так, что для изменения ст. 20 второй главы, где содержится положения о праве каждого на жизнь и смертной казни как виде наказания, понадобится по сути принять новую Конституцию.
Он также сказал, что по вопросу смертной казни существуют два решения КС, от 1999-го и 2009 годов. В последнем постановлении сказано, что в России сложился «конституционно-правовой режим, в рамках которого граждане РФ получили право не быть приговоренными к смертной казни». Зорькин сказал, что руководствоваться требуется этими решениями, а не только указывать на то, что Россия прекратила быть стороной Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ), выйдя из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Глава Конституционного суда сказал, что в своем выступлении по этому вопросу выразил «консолидированную позицию» иных судей КС. Зорькин также подчеркнул, что, говоря о смертной казни, надо помнить о принципе гуманизма.
О восстановлении смертной казни в России уже неоднократно говорил заместитель председателя Совета безопасности страны Дмитрий Медведев. Например, он заявлял, что приостановка членства России в Совете Европы (его страны-участницы приняли ЕКПЧ) и его Парламентской ассамблее — это «хорошая возможность восстановить ряд значительных институтов для предотвращения особо тяжких преступлений в стране», а именно смертную казнь.
Тем не менее против возвращения этой меры наказания выступали на разных уровнях. К примеру, глава комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас отмечал, что это невозможно при действующей Конституции. В РПЦ указывали, что пожизненное заключение дает осужденным возможность для покаяния.
В правительстве России неоднократно заявляли, что не обсуждают вопрос восстановления высшей меры наказания.