1 – 3 марта в Сколково состоялся форум-выставка «Чистая страна» - крупнейшее в России мероприятие в поддержку национального проекта «Экология». О сокращении пищевых отходов и развитии фудшеринга в открытой студии медиагруппы «Комсомольская правда» сообщил руководитель направления по устойчивому развитию сети магазинов «Магнит» Эдуард Костенко, пишет издание «Комсомольская Правда».
УТИЛИЗАЦИЮ СОКРАТИЛИ ВДВОЕ
- Эдуард, насколько остро стоит проблема пищевых потерь в нашей стране, и что делает «Магнит» для снижения объемов пищевых отходов?
- На самом деле это достаточно серьезная проблема. По последним исследованиям, за год в России образуется почти 17 млн. тонн пищевых отходов. Это составляет примерно 25-26% от всего объёма отходов, которые попадают на наши полигоны. Почему это важно? Речь идёт не просто об увеличении размеров наших свалок. Пищевые органические отходы загрязняют то вторичное сырье, которое мы могли бы переработать и вернуть в экономику замкнутого цикла.
Плюс достаточно важным моментом является то, что 17 млн. тонн отходов – это почти 64 млн. тонн выбросов СО2, что также негативно влияет на климат и окружающую среду.
Мы в «Магните» достаточно серьезно и комплексно подходим к проблеме продовольственной безопасности и снижения продовольственных потерь. В 2019 году разработали и приняли стратегию устойчивого развития, в которую включили показатели по снижению продовольственных потерь.
Результатом принятия стратегии стали разработанные мероприятия, которые позволяют снижать потери продовольствия на всех этапах жизненного цикла, начиная от этапа закупок, логистики и складских запасов. То есть мы достаточно хорошую работу провели за последние три года и снизили объём продукции, которая могла бы оказаться на утилизации или на полигонах, на самом деле на 46% (наверное, некорректно их называть пищевыми отходами, поскольку они не образовались, это то, что мы предотвратили). Также, мы занимаемся сейчас фудшерингом, который позволит решить задачу «последней мили» продукции.
Утилизация продукции является крайней мерой, которая используется только если продукция утратила потребительские свойства.
Как альтернативу утилизации, мы сейчас прорабатываем возможность передачи продукции с истекшим сроком годности для изготовления удобрений, разведения личинок мух.
- Поговорим о фудшеринге, о котором вы уже упоминали. В чем уникальность этого проекта?
- Фудшеринг – это сервис, который позволяет перераспределить продукты питания с истекающим (тем не менее не истекшим ещё!) сроком годности, то есть это абсолютно качественные продукты, которые в принципе имеют возможность продаваться в магазине ещё несколько дней, между социально незащищенными слоями населения. «Магнит» передаёт продукты одиноким пенсионерам и многодетным семьям.
Ранее компании, которые занимались фудшерингом, особенно если брать промышленные производства (пищевой сектор, я имею в виду), они во многих случаях передавали монопродукты. К примеру, крупы, молочную или кондитерскую продукцию, из них нельзя было составить полноценный рацион. Мы решили развить эту практику, и то, что передаем мы, позволяет не просто удовлетворить какие-то базовые потребности, тем не менее и создать полноценный, правильный рацион питания. Мы передаем огромное количество зелени, фруктов, овощей, кроме того, бакалею и хлебобулочных изделий. Это позволит нашим благополучателям сделать полезный, полноценный рацион питания. Это важно, особенно для детей и пожилых людей.
70% БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЕЙ - ДЕТИ
- Каков механизм передачи продуктов?
- Мы работаем через благотворительный фонд «Фонд продовольствия «Русь»». У них очень хорошо налаженная система отбора благополучателей, они проверяют документы, взаимодействуют с органами муниципальной власти. И мы уверены, что те пенсионеры или многодетные семьи, которым они передают продукты питания, и вправду нуждаются в нашей помощи.
- О каких объемах идёт речь?
- Мы запустили проект в августе 2022 года. Сейчас у нас работает на фудшеринг 30 дарксторов (магазины без покупателей, которые в первую очередь направлены на онлайн-заказы). За первые полгода передали уже порядка 20 тонн продукции - как раз недавно отмечали 6 месяцев со старта проекта.
Это очень хорошие результаты, поскольку это уже порядка 15-20% от всего веса благотворительных отгрузок, которые делает «Магнит». Сейчас у нас 10400 благополучателей, 70% из них дети. И, что важно, по отзывам фонда, данный проект помогает привлекать волонтеров, которые задействованы у них не только на фудшеринге, тем не менее и на иных благотворительных программах. С начала действия проекта было привлечено порядка 250 новых волонтеров. С учетом географии (пока речь идёт о Москве, Московской области и Санкт-Петербурге) это достаточно неплохая цифра.
На данное время мы передаем 300 товарных позиций. Это хлеб, хлебобулочные изделия, бакалея, фрукты, овощи…
ТРЕБУЮТСЯ НАЛОГОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
- Какие перспективы вы видите в фудшеринге для вашей торговой сети?
- До сих пор в проекте участвовало 30 дарксторов. Сейчас пилотный проект для них завершен, и все новые дарксторы, которые у нас будут открываться (не только в столичном регионе или Санкт-Петербурге - в любой точке страны), будет автоматически подключаться к программе. Также, мы сейчас начали проработку возможности запуска «пилота» для магазинов более крупных форматов, для наших супермаркетов. Но сейчас говорить об объемах и количестве магазинов говорить рано, потому что мы эту работу только начали. Тем не менее мы надеемся, что у нас удастся тиражировать фудшеринг на другие форматы сети.
- Что сдерживает развитие фудшеринга в России?
- Основная проблема фудшеринга в России в том, что коммерческие компании, когда передают продукты на благотворительность, социально значимым НКО, вынуждены платить входящий НДС. Практически, когда мы передаем продукты нуждающимся, то платим примерно в 2,5-3 раза больше, чем если бы мы передали продукты на утилизацию. И пока вопрос с налогами не решится, инициативы по фудшерингу будут оставаться очень нишевыми, в рамках социальной ответственности крупных компаний. Для массового развития проекта нужно изменить налоговое законодательство. Нам как известно, сейчас в Государственной Думе и в Минпромторге прорабатываются законопроекты, касающиеся фудшеринга.
Также для успешного развития практик фудшеринга в России нужно развивать и поддерживать НКО, привлекать дополнительно волонтеров, которые позволят масштабировать эти проекты. Сейчас мы видим, что даже когда мы говорим, что готовы подключить сразу 3-5 магазинов к проекту, от этого момента до старта проходит достаточно продолжительное время, поскольку требуется найти волонтеров, их обучить и систематизировать работу. Для этих целей сейчас недостаточно волонтеров.