…- Владимир Васильевич, это Александр Гамов, комсомолец 70-х. Я к вам, по большей части, как к первому секретарю ЦК ЛКСМ РСФСР с 30 мая 1990 по 19 октября 1991-го. Если помните, я тогда к вам приходил и брал у вас интервью - в Москве, во Дворце молодежи, сообщает издание «Комсомольская Правда».
- Конечно. Александр!
- У меня это запечатлелось…
- Я тебя великолепно знаю до сих пор.
- Я-то вас лучше знаю, так как - журналист. Сегодня 105-я годовщина ВЛКСМ, надеюсь, вы празднуете. Скажите, нам необходима подобная организация, какой были ВЛКСМ и ЛКСМ РСФСР - при Елагине? Требуется это стране, молодежи?
- Я своим детям рассказываю нашу жизнь. Простую.
Не то, что - только собрания, протоколы, голосования.
Жизнь у нас богаче была гораздо.
Честно скажу, я даже в студенческие годы в Оренбурге забастовку проводил, горком партии даже весь приезжал: что это такое?
- Пока далеко не ушли от елагинских студенческих лет, а мои друзья - Леша Михалин с Андреем Альтовым выпустили в Оренбурге книгу «Племяши», там фрагменты из «Комсомольского племени». Это областная молодёжка.
Там - и про стройотряд, где командир – Елагин.
- Областной отряд я возглавлял.
- А против чего вы бастовали?
- Это было просто.
Я формировал бамовский стройотряд - в первый раз дали такое почётное право Оренбуржью.
Я подобрал великолепных ребят.
Но когда начали утверждать состав отряда на заседании парткома, перед вылетом на БАМ… Я старшим товарищам коммунистам сказал: погодите, это не ваше дело.
- «Партия, дай порулить».
- Да. Они: как, такая ответственность. Я говорю: это студенты, они прошли конкурсный отбор. И они едут в свое свободное каникулярное время строить БАМ.
При чем здесь партком, откуда он?
Они 17 человек отчислили из моего отряда.
- За что?
- Заходят по пятеркам на партком. Секретарь парткома говорит: так, кругом. Они поворачиваются кругом. Он: ты и ты – к цирюльнику. Это у кого был волос длиннее, чем спичечный коробок.
- Ужас!
- И - из отряда.
Потом - следующий: так, что по философии? А он парень, четвертый курс, говорит: не помню, по-моему, тройка. «Вон из отряда!» И я сильно вскипел.
- По этой причине и бастовали?
- Да нет, он просто заскорузлый такой ужасно был, этот секретарь парткома у нас.
А на следующем заседании парткома меня должны были в партию принимать. Я тогда возглавлял стройотряд института.
- Политеха?
- Да. И был командиром этого бамовского отряда. По этой причине я всех представлял.
И секретарь парткома говорит: так мы ещё посмотрим, принимать тебя в партию или не принимать. А я настолько вскипел: да не принимайте. И ушел с парткома. Там скандал. Ладно. Меня с командиров
А потом назначили командиром на такой штрафной отряд, который строил институт.
И мы работаем, там все ребята такие рабфаковцы, а зарплаты нет. Я в управлении говорю: так, в чем дело? Они говорят: партком сказал, что же, вы стипендию получаете и тут работаете на благо института.
Я говорю: стоп, у вас же есть смета, есть… строится объект официально, вы подрядчики. Мы у вас те, которые субподрядом занимаемся. Приезжаю и говорю: мужики, пока не выплатят зарплату, на работу не выходим. Приходим на работу, отмечаемся по табелю, но на работу не выходим.
- Прям итальянская забастовка у вас.
- Сели и сидим. У стройотряда зеленая форма, а я говорю: если тут штрафбат типа, давайте у нас черная форма, но со всеми стройотрядовскими нашивками.
Чего тут началось: это что? Ректор сначала пришел, Бурба. Это что такое? Я говорю: Александр Адольфович, это здоровые мужики, мы работаем. Это все официально. А вот что, мы будем с родителей деньги тянуть, чтобы питание, все прочее? А там ребята были такие крепкие. А у нас уже и есть не на что.
Ректор говорит: чего, может быть, вам занять? Я говорю: займите, с зарплаты отдадим. Он мне дал 25 рублей, фиолетовая такая была бумажка.
Потом горком комсомола прибежал, горком партии: что это такое? Срочно меня вызывают в СУ-2 «Жилстроя». Начислили зарплату. И мы начали работать.
- Вот видите, есть что вспомнить сегодня за праздничным столом. Вы уже начали отмечать?
- Да, знаешь, мы уже - давно. Мне со всех сторон звонят, со всех республик. Такой душевный праздник…
Да я могу ещё тысячу историй тебе рассказать интересных из нашей жизни.
Это такая школа жизни была.
Причем ответственная школа. По этой причине она и дала нам такой мощный заряд.
Я детям рассказываю про свою жизнь богатую. Они смотрят на меня и завидуют.
У них этого нет. У них нет живого контакта такого. Они сейчас уже общаются в своем онлайн-режиме. Нет этого чувства, нет тепла, нет открытых глаз. По этой причине, я думаю, что необходима такая организация - как наш Комсомол.
Ведь тот же БАМ мы строили -строили - и построили!
Кстати, тех самых 17 моих сиройотрядовцев, которых отбраковали партократы, я на стройку века все же отправил.
- И - ваше пожелание…
- А главное пожелание у меня такое - чтобы те, кто ощущает себя комсомольцем. передали тем, кто вокруг них, всем молодым и очень молодым - те ценности, ту дружбу и те отношения человеческие, которые были вот у нас и имеют возможность быть у россиян.
С праздником нашим великим!
- Ура!.