Последние новости

Реклама

«Вы что, хотите, как прошлой осенью?» - словно бы обратилось правительство к нашим нефтяникам. А прошлой осенью, как помнят автомобилисты и аграрии, у нас топливо подорожало. Не сильно: с января по октябрь-2023, по данным Росстата, цены на заправках выросли на 8% (при общей инфляции в 5,5%). Но бензин - товар особенный, даже небольшой рост цен воспринимается болезненно, пишет издание «Комсомольская Правда».

Причин того подорожания было несколько - тут и повышенный спрос в сезон отпусков, и падение рубля, из-за которого продавать топливо за границу многим производителям стало выгоднее. Уроки прошедшего года власти усвоили. И вот уже с 1 марта правительство планирует на полгода запретить экспорт бензина. Ограничение не касается поставок в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан), кроме того, Узбекистан, Монголию, Абхазию и Южную Осетию.

Собственно, запрет на экспорт бензина мы уже проходили. Его ввели с 21 сентября по 17 ноября прошедшего года, чтобы сбить рост цен. И это удалось: по результатам прошедшего года бензин подорожал на 7,2%, это ниже общей инфляции (7,42%).

"Сейчас эта мера (ограничение на экспорт бензина - Прим. Ред.) также нужна, чтобы предупредить дефицит топлива в промежуток времени автомобильного сезона", поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. "Традиционно было так: 90% от производимого топлива мы потребляли внутри страны, а 10% экспортировали (основной потребитель – Турция, потом Бразилия, Индия, Китай). Сегодня мы уже недополучаем эти 10% из-за аварии на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (в первой декаде января там сломалась деталь компрессора и с тех пор идёт ремонт - Прим. Ред.). Столько производим, столько и потребляем. И чтобы защитить наш рынок от дефицита, вводится ограничение экспорта как предупреждающая мера. Это, кстати, окажет помощь скопить небольшие излишки и пустить их в оборот летом."

Игорь Юшков уверен: по нефтяной отрасли запрет не ударит благодаря демпферу.

"Демпфер - это механизм, когда государство возвращает нефтяникам часть налогов, чтобы они сдерживали рост цен", объяснял нам Юшков ещё осенью. "Правительство обозначает примерный уровень цен на внутреннем рынке. И выплачивает нефтяным компаниям разницу между теми ценами, которые оно желает видеть внутри страны, и тем, сколько компании могли бы получить, если бы экспортировали это топливо."

Государство также не сильно потеряет в доходах, так как объём экспорта бензина небольшой. Стабильность на внутреннем рынке топлива гораздо важнее, чем недополученные налоги. А что касается цен на заправках…

"Цены на бензин, разумеется, будут расти, но при этом раскладе не быстрее инфляции", уверен Игорь Юшков.

КСТАТИ

Чем доступнее солярка, тем дешевле картошка

С 1 марта правительство также желает увеличить норматив продаж дизельного топлива на бирже с 12,5% до 16% от объёма производства. Иными словами, производители должны будут больше солярки продавать на оптовых биржах. Это даст возможность сдержать рост цен на дизельное: чем выше предложение, тем ниже «топливная инфляция».

"Это правильная мера", поддерживает Игорь Юшков. Ведь на носу посевная, и чем дешевле дизельное топливо, тем ниже себестоимость фруктов-овощей.

;

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля