Последние новости

Реклама

Странная у нас нынче весна. Особенно в центральной части России. В конце апреля уже жарко стало, а под конец майских праздников - вдруг снег, град и мороз, местами до минус 10-11 градусов, пишет издание «Комсомольская Правда».

Погода подпортила не только планы на шашлыки, но и виды на будущий урожай. Из-за заморозков в России аж пшеница на Чикагской бирже подорожала — биржевые игроки предположили, что объём экспорта от нас (а значит, и предложение этого важнейшего товара на мировом рынке), может резко сократиться.

И вот, наконец, по всей стране установилась хорошая погода. А значит, можно подводить итоги: насколько серьезны проблемы с урожаем на самом деле и чем они имеют возможность грозить нам, обычным российским гражданам.

ЧТО И ГДЕ ПОСТРАДАЛО

Заморозки в первой декаде мая для центральной России - не такая уж и редкость. Но в этом году им предшествовала очень теплая погода, в некоторых регионах - жара, граничащая с засухой. Сев аграрии провели раньше обычного, и аккурат к морозам сады успели расцвести.

По информации на 21 мая, режим чрезвычайной ситуации из-за угрозы урожаю введён в 10 регионах. Это в основном Центральное Черноземье и часть Поволжья: Тамбовская, Липецкая, Воронежская, Орловская, Ростовская, Пензенская области, многие районы Волгоградской, Саратовская, Белгородская, Курская.

Пострадали прежде всего зерновые, посевы рапса, подсолнечника, сахарной свеклы, кукурузы. А также сады.

Режим ЧС означает, что аграриям проще будет заявить о своих убытках и получить какую-то помощь, среди них и компенсации от страховых компаний, если урожай был застрахован. В этих регионах с наибольшей вероятностью пострадавшие посевы успеют пересеять. Как утверждают в Минсельхозе, запас семян и прочего необходимого для этого есть.

Но частично урожай погиб и в регионах, где ЧС не вводили.

- У нас пострадали ягодники и сады. Насколько сильно, пока определить сложно. Это, к примеру, малина, клубника, смородина, голубика. Заморозки пришлись на промежуток времени цветения, — сообщил «КП» председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Калужской области Бабкен Испирян. - Рапс ещё. У него также цветение началось. Пересевать, наиболее вероятно, не будем, так как совсем растения не погибли. Но, очевидно, пострадает урожайность. Насколько, пока непонятно.

Из хорошего — большая часть Краснодарского края, главной нашей житницы в европейской части страны, не пострадала.

- В Краснодарском крае в первой декаде мая было зафиксировано похолодание, но холода надолго не задержались и обошлось без снега на наших полях. По этой причине низкие температуры на будущие урожаи не повлияли. У нас уже подрастают подсолнечник, свекла и кукуруза. Культуры ощущают себя отлично. На полях с соей появились рваные (неравномерные, — Ред.) всходы, но это мы связываем не с холодами, а с недостатком влаги, — сообщил директор агрохолдинга АО «Рассвет» (ГК «Прогресс Агро») Дмитрий Дубовиков.

КАКИЕ ТЕПЕРЬ ВИДЫ НА УРОЖАЙ

Последние официальные данные — заморозки погубили посевы на общей площади в 830 тыс. гектаров. Такие цифры привела новый глава Минсельхоза Оксана Лут. На самом деле, это немного - около 1% от всей предполагаемой посевной площади (84,5 млн гектаров). Тут нужно понимать, что страна у нас огромная. И когда в одной её части уже жалуются на замерзший рапс, в другой в середине мая ещё только выводят трактора в поле.

Эксперты аналитического центра «СовЭкон», впрочем, предполагают, что урон больше - пересевать предстоит до 1 млн гектаров. Также, возможно падение урожайности — там, где растения не погибли, но все же подмерзли.

Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) снизил прогноз будущего урожая зерновых с 142 до 135 млн тонн. А прогноз экспорта пшеницы - с изначальных 50,5 до 45 млн тонн.

Минсельхоз пока по-прежнему ожидает сбор 132 млн тонн зерновых (у ведомства, как ни странно, изначально был более пессимистичный прогноз, чем у аналитиков), но возможны корректировки. Для сравнения, в прошлом году собрали под 150 млн тонн зерна, а годом раньше - ещё больше. Но тут стоит учитывать, что до двух последних лет с феноменальными урожаями 132 млн тонн зерна считалось рекордом.

Прогнозы же на сбор масличных — это прежде всего подсолнечник — эксперты даже немного повысили. В некоторых регионах именно ими аграрии на скорую руку перезасеяли поля под погибшей озимой пшеницей (масличные считаются более выгодными культурами). В связи с этим имеют возможность вырасти производство и экспорт подсолнечного масла.

Сложнее с фруктами и ягодами типа смородины и малины. Их, в отличие от зерновых и зернобобовых, не пересеешь. Если что замерзло - то теперь до следующего урожая. С данными по ущербу тут также сложно. Точно его можно будет оценить, когда появятся плоды. Или не появятся. По очень предварительным и примерным оценкам экспертов отрасли, речь может идти о потере до трети урожая плодов и фруктов. Опять же — речь не идёт что «все пропало, отечественных яблок и черешни в этом году не будет».

"Урожай вишен, черешни, груш, яблок в некоторых регионах будет потерян. Но если смотреть в масштабах страны, это далеко не весь урожай. В более южных регионах страны у нас также растут фрукты. На юге Краснодарского края, в Дагестане, для примера, заложены прекрасные яблоневые сады последнего поколения", поясняет директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Российской академии народного хозяйства (РАНХиГС) Анатолий Тихонов.

ЧТО ЭТО ДЛЯ НАС ЗНАЧИТ

Начнем с зерновых.

"Даже если мы соберем не 132 млн тонн, а 128 млн, да даже 120 млн — у нас все равно будут огромные излишки в сравнении с внутренними потребностями страны в зерне. Они в районе 80 млн тонн, с учетом всех нужд - и продовольственных, и в фураже", говорит Тихонов. "При этом многие аграрии все ещё сидят на излишках прошлогоднего урожая, не имеют возможность их продать. По этой причине серьезными проблемами ситуация может обернуться только для отдельных хозяйств в потерпевших регионах. К сожалению, у значительной части некоторых зерноводческих хозяйств накопились убытки — из-за высоких урожаев прошедших лет и низких цен на зерно. А теперь по ним ещё ударили и заморозки. Для страны же в целом речь может идти лишь о некотором сокращении экспорта — в сравнении с рекордными цифрами, которые изначально предполагались."

Но опять же, как говорит эксперта, 3-5 млн тонн пшеницы, которые, судя по всему, мы в этом году не допоставим в другие страны — это не тот объём, что может вызвать резкий рост цен на продовольствие в мире или какие-то ещё напасти. Хотя уже и вызвал биржевые спекуляции на «плохих новостях».

- Что касается фруктов, то до недавнего времени основной объём тех же яблок мы импортировали. По этой причине потребители вряд ли заметят какие-то изменения на полках магазинов, — подчёркивает Анатолий Тихонов. - Потери собственного урожая нам вполне успешно компенсируют Азербайджан, Армения, Турция, страны Латинской Америки и т. п., благо они остаются «дружественными». Главные пострадавшие в этой истории - владельцы отечественных садов, попавших под заморозки.

ВОПРОС РЕБРОМ

имеют возможность ли из-за заморозков вырасти цены на продукты?

Нас уже этим пугают. Страшилка номер один — из-за сокращения урожая зерновых и зернобобовых подорожают корма для сельскохозяйственных животных. А стало быть, по цепочке, мясо и молочные продукты. А ещё, говорят, надо ждать подорожания соков - на них идут в основном именно отечественные фрукты, а не привозные.

- Давайте разберемся. И вправду, очень существенная часть себестоимости производства кормов - это зерно, — комментирует ситуацию Анатолий Тихонов. - Но какое зерно? Фуражное. Если продовольственное зерно по каким-то причинам теряет качество, оно автоматически переходит в категорию «фураж». Не думаю, что в нынешних условиях нам грозит недостаток фуража. Особенно с учетом нераспроданных запасов прошедших лет (от долгого хранения, при этом довольно часто в не самых лучших условиях, зерно теряет качество и его остается только оправлять на корм скоту. - Ред.). Вообще в сравнении с рядом иных факторов - в частности, ростом цен на горюче-смазочные материалы — влияние заморозков на себестоимость производства продовольствия очень незначительное. Хотя, разумеется, на волне хайпа на тему «урожай потерян» имеют возможность появиться желающие поспекулировать. Теперь о соках. Не думаю, что даже здесь возможен существенный рост цен - в силу предела покупательной способности. У нас литр сока уже и так больше 100 рублей стоит - куда ж дороже, особенно для семей с детьми.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля