Последние новости

Реклама

В России завершилась приемная акция в вузы и колледжи — для поступающих на бюджет. А очень скоро закроется набор и на контрактное обучение. В разгар зачисления абитуриентов СМИ традиционно обсуждают цены на учебный год, новые направления обучения. То есть в контексте интересов абитуриентов — общие темы. А ведь каждый поступающий решает свою дилемму: на кого учиться и где потом работать, пишет издание «Комсомольская Правда».

«Комсомольская правда» ранее проводила опрос и выяснила, что половина россиян после обучения не работает по своему профилю. Причем существенная часть никогда даже и не пыталась. Есть, а также другие опросы, которые так же обозначают задачу. В частности, в исследовании «Работа.ру» только 9% россиян ответили, что работают в той профессии, о которой мечтали с детства. И только треть — по специальности, на которую учились.

Причины имеют возможность быть разными: от отсутствия рабочих мест до разочарования в выбранной сфере. Последнее довольно часто вызвано отсутствием реалистичного представления о том, чем придется заниматься после получения диплома.

— Процесс профориентации должен вертеться вокруг детей. Важно, чтобы они почувствовали свою ключевую роль в выборе и освоении профессии, — уверена социальный предприниматель, создатель образовательного проекта «Образ будущего» Айгюль Шадрина.

32-летняя жительница Башкортостана успела поработать в нефтянке. Ведь училась на инженера-нефтяника.

— Я сама работала вахтами, в каске и с кувалдой. Было очень интересно, работа приносила серьезный доход. Я на своем примере увидела, насколько сильно промышленности не хватает мотивированных людей. Родителям сложно объяснить ребенку, как работает отрасль. Им требуется помогать.

После этого перешла в сферу образования, а далее решилась открыть свой стартап. Шадрина решила разрабатывать программы профориентации под CSR- и ESG-потребности промышленных корпораций. Этими аббревиатурами обозначают корпоративную социальную ответственность и стратегию устойчивого развития. Если просто объяснить суть направлений, то смысл тренда в том, что современному бизнесу престижно быть не только успешным в плане финансов, однако и вносить вклад в развитие общества (в самом широком смысле), помогать людям, которые зависят от работодателя.

Проект Айгюль сегодня присутствует в 200 крупных городах по стране. И занял первую строчку в рейтинге Минобрнауки лучших университетских стартапов 2023 года.

«ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА»

О старте своего проекта социальный предприниматель рассказывает так:

— Видишь социальную задачу, начинаешь её решать на некоммерческой основе. Потом к тебе приходят интересанты. Оказывается, им это также было полезно. И вот ты уже начинаешь только этим и заниматься. Сейчас у нас есть возможность содержать команду, делать все качественно…

Кроме выстраивания бизнес-процессов команде Айгюль пришлось решить главную задачу, которая разделяет потенциальных юных сотрудников и профессиональную отрасль. Её можно назвать «трудностями перевода». То есть рассказать школьнику о профессии так, чтобы и реальное представление получил, и понял, чем конкретно здесь занимаются люди, а ещё — почему это интересно.

Команда проекта вникает в каждую тему и осваивает технологические процессы конкретных производств. Чтобы составить для подростков тот самый «образ будущего» на понятном им языке. В качестве лекторов выступают люди, близкие ребятам по возрасту и интересам: продвинутые студенты-старшекурсники, недавние выпускники вузов, работающие на предприятиях.

Однако состоит профориентация не просто из лекций или классического формата «экскурсии на завод». Школьникам предлагают создать макет производства, чтобы проникнуться темой. Проводят интеллектуальные игры, к примеру, «Нефтяную кухню» — школа превращается в лабораторию, где подростки создают модели полимеров, выясняют, что такое углеродный след, а также осваивают другие базовые процессы нефтегазовой отрасли.

Для желающих ещё глубже погрузиться в тему открывают профильные корпоративные классы. Где со школьной скамьи учебный процесс строят через призму освоения навыков, необходимых для работы в конкретной компании.

После участия в подобных программах подростки нередко принимают решение остаться в своем регионе, поступить в местные учебные заведения и не ехать в крупные города. Так промышленные предприятия решают вопрос кадрового голода.

ГДЕ ИСКАТЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Истории про успешный бизнес довольно часто не затрагивают обратную сторону медали — ту, с которой приходится сталкиваться предпринимателю. А именно — финансовый аспект. Взять пример проекта Айгюль: бизнес важный и нужный, однако от этого бизнесом он быть не перестает. А значит всегда стоит вопрос как минимум окупаемости трудозатрат.

Для школьников участие в «Образе будущего» бесплатное. Проведение образовательных сессий оплачивают компании-интересанты. Топ-менеджмент компаний нередко узнает о проекте на конференциях или форумах. В частности, благодаря поддержке Фонда «Наше будущее», который развивает социальное предпринимательство в России, Шадриной удалось побывать на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Там она смогла донести свои идеи до многих предприятий и заинтересовать их руководителей.

— Постарались донести нашу идею и предложение. После этого нам сыплются звонки. Какие-то предприятия мы просто консультируем, для каких-то начали разработку, с какими-то «под ключ» запускаем форматы, — рассказывает об итогах поездки Айгюль.

Другой источник устойчивости компании — грантовая поддержка. Здесь команда проекта довольно часто прибегает к помощи родного региона — Башкортостана. Также, есть различные субсидии, региональные программы, конкурсы для социальных предпринимателей.

Реклама. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». ИНН 7704273840. erid: LjN8Jwxa2

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля