| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Российско-китайская дружба имеет самые разные измерения, среди них и духовное: восточные соседи любят читать нашу литературу, а у нас всё больше популярности обретают классические китайские боевые искусства, такие как тайцзицюань. Что же оно собой представляет? Об этом в студии Радио «КП» на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) сказал Дмитрий Петровский — арт-директор классической школы тайцзицюань семьи Ян «Белая ворона» (действует в Москве с 1996 года), сообщает издание «Комсомольская Правда». — Уважаемый Дмитрий, повод для нашей встречи — презентация книги «Теоретические основы тайцзицюань», которую написал Роберт Бернс Амакер — американец, освоивший это китайское боевое искусство и потом длительное время проживший в России. — Тайцзицюань — это древнее китайское боевое искусство, имеющее в основе связь с даосскими традициями Китая. Но, кроме боевых навыков, это ещё и уникальное искусство целостного самосовершенствования человека и, наверное, наиболее популярная оздоровительная система в мире. — Вот так даже: не в Китае, а в мире? — Да. Я думаю, что она явным образом конкурирует с йогой, но йога в определенном смысле немного проще. Тайцзицюань, кроме практики ведения боя или оздоровления собственного организма, учит вас искусству перемен, и по этой самой причине является очень мощным средством развития коммуникативных навыков. — Коммуникативные навыки — это поймать бармалея и применить к нему боевое искусство? — Немножко иначе. Если вы встречаетесь с каким-то вызовом (а вызовом может быть не только кулак, летящий вам в лицо, но и сложная жизненная ситуация, даже неудобный вопрос от бизнес-партнера) — то вы должны определенным образом измениться, избежав традиционной реакции «бей-беги». И практический навык такого изменения и дают вам занятия тайцзицюань. Собственно, современная история тайцзицюань, наверное, начинается с мастера Ян Лучаня, в XVIII веке он создал стиль «ян», который практикует наша школа. — А как тайцзицюань пришло в Россию? — Это довольно интересная история. На самом деле первая публикация о тайцзицюань в Советском Союзе датируется 1950-ми годами. — Как раз на пике китайско-советской дружбы. — Да. И первые публикации были сделаны врачами. Они как раз рассматривали тайцзицюань как средство оздоровительной медицины. Ну а дальше, в силу усиливавшегося обмена между Россией и Китаем, тайцзицюань все глубже и глубже проникало в нас. И тут очень интересный момент. Традиция тайцзицюань именно как боевого искусства, выйдя из Китая, достигла Америки — и уже из Америки вернулась в Россию. — Это как раз связано с именем Роберта Амакера — автора книги. — Да, мы представляем на ВЭФ книгу о китайском боевом искусстве, написанную американским автором и изданную на русском языке. Роберт Амакер — и вправду легенда мира единоборств. Он родился в Америке и занимался у двух прямых учеников основателя стиля «ян». — Приведите, пожалуйста, какой-то конкретный пример решения определенной проблемы при помощи тайцзицюань. — На этапе освоения тайцзицюань как боевого искусства вы уже можете наслаждаться некоторыми положительными эффектами. Это успокоение сознания, релаксационные моменты, психокорректирующая стабильность и т.д. В частности, один из наших учеников, имевший серьезные проблемы с сердцем и готовившийся к плановой операции, с удивлением обнаружил, что после усиленных занятий такого радикального вмешательства в его организм уже больше не нужно. — Я так понимаю, занятия необходимы регулярные, каждодневные. — По отношению к практике тайцзицюань говорится: «Начав заниматься кулачным искусством, 10 лет не показывайся миру». Но это интересно дополнить другой сентенцией: «откажись от силы на долгие годы, а потом делай все, что ты хочешь». Если вы посмотрите на эту фразу, то здесь есть удивительный посыл. Вы как бы отказываетесь от силы в надежде, что когда вам скажут: а вот теперь уже можно, — вот тут-то вы себя и покажете. Но, привыкнув отказываться от этой силы, человеку уже не захочется её применять. В этой логике — постижение боевых искусств (по крайней мере, если говорить о тайцзицюань) благоприятствует миру! — Имеют возможность ли спорт и единоборства стать объединительным фактором? — Спорт, безусловно, консолидирует народы. Недаром в рамках программы ВЭФ было достаточное количество сессий, посвященных этому вопросу. Большая спортивная программа была на ВЭФ реализована, состоялись очень яркие выступления министра спорта Михаила Владимировича Дегтярева… но тайцзицюань — это не совсем спорт. — Это некая философия. — Это, скорее, физическая культура. А вот узнавание друг друга, среди них и посредством двигательной практики, разумеется, обладает потенциалом культурной дипломатии. То есть мы, так, становимся ближе, постигая традицию наших восточных соседей. |