В ночь на 8 августа 2008 года грузинская армия по приказу президента Грузии Михаила Саакашвили начала массированный обстрел столицы Южной Осетии Цхинвали. По мирному спящему городу был открыт огонь из установок «Град», миномётов, артиллерийских орудий. Прицельный снайперский огонь вели и по российским миротворцам. Сопротивление грузинской армии, вошедшей на территорию Южной Осетии, оказали Вооружённые силы, насчитывавшие всего 2300 человек. Грузинские военные убивали мирных жителей, с остервенением крушили памятники истории и культуры, расстреливали иконы в церквях, старинные картины в музеях. План грузинского командования предписывал в течение 12 часов овладеть Цхинвали, а в течение суток занять всю территорию Южной Осетии. Тем Не Менее «блицкриг» с треском провалился, когда 58-я армия, 76-я дивизия ВДВ и российский спецназ вошли в Южную Осетию и взяли под защиту мирное население.
«Блицкриг» 2008: до и после
Грузинская агрессия готовилась давно. В стране работали 127 американских советников и инструкторов. Странами НАТО Грузии было предоставлено 175 танков, 4 самолёта, 12 вертолётов, 8 боевых кораблей и катеров. Как следует из отчёта следственной комиссии Верховного Совета, Украина с 27 мая по 8 августа поставила в Грузию 27 корабельных систем залпового огня «Град-М», снятый с боевого дежурства на Украине зенитно-ракетный комплекс «Бук М 1», 4 станции радиотехнической разведки «Кольчуга», 15 боевых модулей «Шквал», 16 БТР, комплект радиопомех «Мандат», в большом количестве танки, самолёты, вертолёты, боевые катера, пулемёты, артиллерийские системы, гранатомёты, автоматы. В середине июля 2008 года, буквально накануне начала военных действий, были проведены военные учения, в которых приняли участие американские советники и украинские инструкторы.
Начало грузинской агрессии против мирного населения Южной Осетии Совет Безопасности ООН встретил с олимпийским спокойствием. Только стойкость и мужество российских миротворцев, воинов 58-й армии и Черноморского флота смогли переломить ход войны и принудить Грузию прекратить кровопролитие. Дело разгрома преступного режима Саакашвили не было доведено до конца, хотя путь на Тбилиси был открыт, а грузинская армия разбежалась. Сложилось впечатление, что вполне успешное продвижение российских войск было приостановлено под давлением западных политиков. Президент США Буш выразил серьёзную озабоченность «непропорциональной» реакцией России и решительно осудил бомбардировки за пределами Южной Осетии. Тогдашний министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк немедленно заявил: «Действия России расцениваются с нормативно-правовой точки зрения как применение агрессии».
Но 26 августа 2008 года вопреки требованиям Вашингтона Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии. С обращением к Верховному Совету Украины признать обе республики выступили Верховный Совет АР КРЫМ, Советы ряда областей Украины, городов и районов Крыма. Тем Не Менее обращения были проигнорированы украинскими депутатами.
Разгром грузинских агрессоров позволил России подправить свой сильно пошатнувшийся после 1991 года международный авторитет. Выступая в Европарламенте, заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников сказал: «Надо выразить Америке великую благодарность за то, что она Грузией нашу страну Россию вывела на международный уровень».
Грузия сегодня
Вот уже полгода после парламентских выборов в Грузии правит новая политическая коалиция во главе с миллиардером Борисом (Бидзиной) Иванишвили, вернувшимся на родину из России. От импичмента Саакашвили спасло только вмешательство Вашингтона.
Хотя времена Саакашвили заканчиваются, генеральная линия внешней политики остаётся прежней. Парламент Грузии принял резолюцию, согласно которой основной внешнеполитической целью Грузии остаётся интеграция в европейские структуры и НАТО. По этой резолюции Грузия не сможет стать членом любой интеграционной структуры, в том числе и экономической, в которой участвует Россия. Более того, резолюция запрещает восстанавливать дипломатические отношения с Россией. США и политическое руководство ЕС продолжают поддерживать партию, на которую опирается Саакашвили Единое национальное движение (ЕНД), и оказывают сильнейшее давление на правительство Иванишвили.
Тем не менее риторика нового правительства Грузии становится менее агрессивной. Если при Саакашвили были запрещены антивоенная пропаганда, призывы к восстановлению добрососедства с РФ, критика курса на вступление в НАТО, то теперь допускаются разные мнения. Произведена масштабная амнистия политических заключённых.
В стране меняется экономическая политика. Сделана ставка на восстановление поселкового хозяйства. Несмотря на членство в ВТО, новое правительство сумело принять меры для защиты внутреннего рынка. В социальной политике также происходят изменения: выросли расходы на здравоохранение и образование, меняется Трудовой кодекс.
Острых проблем остаётся довольно много, тем не менее уже можно констатировать, что «неолиберальный фашизм» Саакашвили пал.