В минувшую субботу Черноморскому центру подводных исследований торжественно передали два орудия с затонувшей подлодки «Щука» и часть её рубки. На Минной стенке Севастополя играл военный оркестр, был почётный караул от двух флотов, был митинг, посвященный памяти погибших подводников, были заупокойная служба и минута молчания... Получится ли поднять саму «Щуку» и захоронить останки её экипажа, ещё не ясно: проржавевшие торпеды и снаряды могут оказаться слишком опасными. Но не только над этим бьются специалисты, анализируя собранные данные: есть вероятность, что у Тарханкута найдена не Щ 216, как считается сейчас, а какая-то другая из погибших в войну «Щук».
В совместной операции по обследованию «Щуки» и подъему артефактов участвовал украинский спасательный буксир «Кременец» и спасательное судно Черноморского флота СС «Эпрон», на борту которого автор этих строк побывал и до, и после передачи артефактов. С «Эпрона», снабженного водолазным колоколом, за время обследования выполнили 17 парных водолазных спусков. На глубине 52 метров водолазы, которым помогал телеуправляемый подводный аппарат «Тайгер», провели в общей сложности 18 часов 20 минут. Почти пять часов корпус очищали от сетей, два с половиной часа работали гидравлическими инструментами, три часа 44 минуты потратили на замер толщины корпуса, четыре с половиной часа ушло на электрокислородную резку, без малого три часа – на остропку носового и кормового орудий. И, если понадобится, водолазы готовы к новым работам на «Щуке», но последнее слово сейчас не за ними.
– Военные эксперты считают, что подъём лодки чрезвычайно опасен, – сказал после церемонии Юрий Ильин, командующий Военно-морскими силами Украины. – Есть серьезные повреждения корпуса, невозможно определить, в каком состоянии находится миноторпедный боезапас...
Одно из орудий «Щуки» после реставрации, скорее всего, будет установлено в музейном комплексе «35-я береговая батарея». Такую просьбу от имени моряков-ветеранов передал, выступая на митинге, контр-адмирал в отставке Евгений Кобцев, данную инициативу поддержал командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Витко, а мэр Севастополя Владимир Яцуба пообещал исполнить волю ветеранов. А ещё Евгений Кобцев отметил, что на сегодняшний день подводная лодка ещё не идентифицирована, хотя многие исследователи склоняются к тому, что это именно Щ 216. Возможно, все вопросы исчезнут после изучения поднятых артефактов и тех сведений, что собрали водолазы.