Единственная подводная лодка ВМС Украины «Запорожье» 25 апреля вышла в море и приступила к первому этапу ходовых испытаний. Юрий Ильин, временно исполняющий обязанности командующего Военно-Морскими Силами Вооруженных сил Украины заявил, что для украинского флота выход в море подводной лодки является очень важным фактом. Однако экс
-министр обороны страны Анатолий Гриценко
считает по-другому. Он назвал решение о выходе в море «Запорожья» после 20 лет ремонта безответственным.
«Эта лодка – единственная украинская – разрабатывалась 50 лет назад. Чтобы её содержать, нужно иметь: два экипажа личного состава, береговую инфраструктуру, систему логистики, закупки (разработки, производства) специальной техники и оружия для лодки, отдельную спасательную службу с транспортными средствами (морскими и воздушными), отдельный факультет подготовки офицеров-подводников в Севастопольской академии ВМС, учебные подразделения для подготовки матросов и мичманов.
Боевых заданий для подлодки в Черном море – нет! Единственное задание – не боевое: быть мишенью для тренировок надводных кораблей навыкам противодействия подлодкам. Всё!
Если бы кто-то посчитал по критерию «эффективность – стоимость», то вывод очевидный: влияние такой подлодки на боеспособность – нулевая, а потому деньги на ее ввод в боевой состав и поддержку лучше направить на действительно приоритетные направления. Например, современные средства разведки, системы связи и управления войсками, силы специальных операций, силы информационного противодействия (в том числе хакеры), мощные высокоточные боеприпасы», – считает экс-министр обороны.
С такими доводами трудно не согласиться. Особенно если учесть, что государство потратило около 60 миллионов гривен только на то, чтобы лодка самостоятельно вышла в море. Стоило ли это таких денег и потраченных усилий?