За спасение и науку врачу благодарны тысячи людей. А большая часть его жизни связана с нашим полуостровом, со Старым Крымом. Исполнилось 100 лет со дня рождения хирурга, учёного, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий Николая Амосова.
Он родился 6 декабря в деревне Ольховка под Череповцом. Так сложилось, что воспитывался только мамой, акушеркой местной лечебницы, жили, как вспоминал Николай Михайлович, «бедно, однако честно». О профессии врача парень мечтал с детства, однако пришлось после восьмилетки поступать в Череповецкий механический техникум: репрессии 30-х годов коснулись семьи арестован дядя. Потом Николай Амосов работал в Архангельске на лесопильном заводе, а в 1935-м всё же поступил в местный медицинский институт, экстерном сдал экзамены за два курса. Параллельно, на всякий случай, учился в Заочном индустриальном институте. Оба вуза окончил с отличием в 1940 году.
Работу врача в родном Череповце прервала Великая Отечественная война, на фронт призван уже 23 июня 1941-го стал ведущим хирургом, начальником хирургического отделения полевого подвижного госпиталя №2266, или, как его называли, «ППГ на конной тяге», 5-го стрелкового корпуса. Два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны боевые награды врача. «По его предложению введён метод лечения раненых вытяженим. Систематически повышает свои знания, сделал 2 научные работы и получил кандидата медицинских наук. Отменно организовал работу госпиталя, с июля по октябрь 1943-го в часть возвращено 118 человек, сделано 267 операций». «К сентябрю 1944 года Амосовым сделано 3000 операций, из них за последнее наступление 242. Впервые стал применять гипс для иммобилизации, новые методы лечения переливание крови и кровезаменяющих жидкостей. Под жестокой бомбёжкой, когда в госпиталь поступил тяжелораненый, невзирая на разрывы бомб, срочно приступил к операции и не ушёл с боевого поста, пока не окончил». «Проводил операции в течение 20-22 часов подряд несколько дней». Это выписки из наградных листов майора медицинской службы Николая Амосова. Он состоялся с госпиталем, в котором из 80 сотрудников было всего пять врачей, фронтовыми дорогами Великой Отечественной и войны с японскими милитаристами. «Раненых прошло чуть больше 40 тысяч. Почти половина тяжёлые и средней тяжести: с повреждением костей, проникающими ранениями груди, живота и черепа. Умерло свыше семисот: огромное кладбище, если бы могилы собрать вместе. В нём были и могилы умерших от моих ошибок», с горечью вспоминал врач.
Николай Амосов демобилизовался в 1946-м, работал в НИИ скорой помощи имени Н. Склифосовского, заведовал отделением хирургии областной больницы в Брянске. А потом из-за проблем со здоровьем сказались тяжелейшие нагрузки в войну приехал в Крым: врачи рекомендовали закончить с практикой и, оформив инвалидность, поселиться в тихом крымском городке. Он с женой Лидией приехал в отпуск в Старый Крым (потом приезжал сюда очень часто), где жила тётя, сёстры, однако дальше действовал по-своему: ежедневно выполнял 10 гимнастических упражнений по 100 движений каждое, пробегал трусцой два километра. И, конечно, не забывал о работе: «Хирургу, чтобы добиться высокого уровня мастерства, необходимо очень много оперировать. Это ведь рукоделие, и, как при всякой рукодельной работе, необходимо всё время совершенствоваться». Он совершенствовался в течение десятилетий в местной больнице и в санатории «Старый Крым», где создал отделение грудной хирургии, провёл множество сложнейших операций на лёгких.
Защитив докторскую диссертацию о хирургическом лечении туберкулёза, возглавил в Киеве НИИ туберкулёза и грудной хирургии, а в 1957-м на конгрессе хирургов в Мексике впервые увидел операцию на сердце с применением аппаратов искусственного кровообращения. Вернувшись в СССР, создал свой оригинальный аппарат, потом создал и впервые в мире внедрил антитромботические протезы сердечных клапанов. Его институт преобразовали в НИИ сердечно-сосудистой хирургии. Николай Амосов оперировал до 75 лет, мог бы и дольше: «Только днём ранее отстоял 5-часовую операцию, значит, физические силы ещё есть. Однако не было душевных сил переносить людские страдания». Уйдя на пенсию, учёный не сдался во власть годам, продолжал писать книги и научные работы (у него более 400 изданий), доказывать, что старость можно победить. Продолжал заниматься спортом, увеличив нагрузки: 3000 движений, половина из которых с тяжёлыми гантелями, и бег на 5 километров. Николай Амосов всего год не дожил до 90-летия, уйдя из жизни 12 декабря 2002 года. Незадолго до смерти ответил на вопрос журналистов, что было самым главным в его жизни: «Наверное, хирургия. Работал честно: не делал операций, кроме необходимых и возможных. Не брал денег. Конечно, у меня были ошибки, иногда они кончались смертью больных, однако никогда не были следствием легкомыслия или халатности. Хирургия была моим страданием и счастьем. Все остальные занятия были не столь эффективны. Разве что пропаганда системы ограничений и нагрузок принесла пользу людям...».
2013-й в мире объявлен годом Николая Амосова в области медицины. Нацбанк Украины выпустил памятную монету, посвящённую учёному. Не забыли о Николае Амосове и на полуострове: в 2005 году больница Старого Крыма стала первым в стране лечебным учреждением, носящим имя Николая Михайловича. Днём Ранее здесь открыли комнату-музей и памятник хирургу. В городе есть и несколько мемориальных досок, экспозиция, посвящённая Амосову, в местном музее.