«Газета» поинтересовалась: живо ли явление из советской жизни под названием «несуны» или оно исчезло вместе с распадом Союза.
Кто такой несун? «Большой толковый словарь» информирует: тот, кто совершает мелкие кражи, уносит что-либо оттуда, где работает. В советское время потери от мелкого воровства на производстве были ожидаемы и даже фигурировали в отчетной документации как потери. С несунами боролись, однако не очень жестко, громких процессов не устраивали и «за колоски» после смерти Сталина не сажали. Считается, что такой подход был частью внутреннего как бы социального договора: мы, мол, на заводе вам мало платим, а вы за это можете немножко от нашего общего коллективного пирога откусить. В ходу были карикатуры из журнала «Крокодил», какие по-доброму высмеивали тетку, выносящую ткань через проходную, намотав её на себя, или владельца аппарата газовой воды, впихнутого в малогабаритную квартирку.
Дело несунов удивительно живо. Наряду с несунами теперь есть «везуны» (грабительство с помощью автотехники) и «фантики» (мелкие потери собственника, связанные с использованием работниками ресурсов компании в собственных целях. Самый распространенный – блуждание по Глобальной Сети Интернет).
«Газета» связалась с известным крымским врачом Виктором Самохваловым, доктором медицинских наук, изучающим эволюционную психиатрию, автором многих книг. Мы задали три вопроса, и вот что ответил мэтр психиатрии.
1. Связано ли явление советских несунов с особенностями национального характера? Несуны есть везде, однако масштабы, какие были в Советском Союзе, пожалуй, характерны только для него.
– Никакого национального характера в краже не существует, однако крали лишь потому, что у самих было мало ресурса. Это характерно для всех животных, недостаток ресурса компенсируется воровством.
2. Стремление взять все, что «плохо лежит», продолжает иметь место и на постсоветском пространстве. Означает ли это фатальное изменение в психике наших людей? Преодолимо ли оно?
– Нет, непреодолимо. Если лично человеку не принадлежит то, что лежит плохо, в норме он вынужден его украсть. Сделайте так, чтобы оно лежало хорошо. Если не делаете, то оно вам не нужно.
3. С какими ещё, на ваш взгляд, характеристиками связано желание украсть на производстве? Жадность? Желание отомстить за нелюбимую работу и злого начальника? Может быть, отсутствие навыков христианской морали с постулатом «не укради»?
– Причин столько же, сколько мотивов любого поведения человека, клептомания как навязчивое желание украсть ненужное – классический пример. Желание испытать острое ощущение, желание досадить, желание доказать свою силу, желание отомстить, привлечь к себе внимание и так далее. Христианская мораль полагает кражу, которая мотивирована и оправдана, однако часто она вообще никак не объясняется или не оправдывается подобно инстинкту. В «Гранатовом браслете» кражи мотивируются любовью, однако в современных американских фильмах она – показатель успешности и привлекательности. (Похоже, Виктор Павлович имеет в виду трилогию про друзей Оушена. – Ред . )