| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Санкции, конечно, вещь серьезная, тем не менее они не могут быть содержанием международных отношений
В мире: А мы вам вот так…
Итак, парад санкций продолжается. Инициативы США и ЕС относительно отдельных российских чиновников, ряда бизнесменов и бизнес-структур, якобы имеющих дружеские отношения с президентом Владимиром Путиным (Геннадий Тимченко, братья Ротенберги, владелец банка «Россия» Юрий Ковальчук), конечно же, имели особый смысл. Это была демонстрация, то самое, что называется – наказать. Результат вышел достаточно блеклый: сами фигуранты списков либо не имели счетов и собственности за пределами России, либо публично от них отказались. Решение же банка «Россия» о переходе на расчеты исключительно в рублях можно считать хоть и «ответом Чемберлену», тем не менее ответом достаточно логичным.
Сейчас можно наблюдать новый виток ограничений, выдвигаемых перед РФ. Это попытка свернуть сотрудничество сразу в нескольких направлениях: политическом – лишить права голоса российскую делегацию в Парламентской ассамблее Совета Европы, военном – в приостановке программ сотрудничества с НАТО, в области высоких технологий – в минимизации контактов с НАСА в области космонавтики. На первый взгляд, данные шаги и вправду можно рассмотреть как реальное и принципиальное охлаждение отношений. Тем Не Менее встает вопрос: а как жить дальше основным мировым игрокам?
«Газета» уже замечала, что меры – не самый продуктивный путь развития взаимоотношений. Вспомним времена «холодной войны»: не вдаваясь в подробности, просто ответим на вопрос: в каком мире жить лучше простым людям – открытом или искусственно поделенном противоречиями? Кажется, ответ очевиден. Поэтому история с санкциями работает сразу против обеих сторон – выгод не извлекут ни Россия, ни США. Разве что внутри обоих государств усилится соответствующая риторика, тем не менее когда она приводила к позитивным результатам?
Санкции обычно появляются из-за нерешенных либо конфликтных вопросов. «Крымский кризис» как таковой уже гарантировано войдет в учебники дипломатии, а вот дипломатам придется провести ещё не один десяток встреч и переговоров, чтобы согласовать новые реалии статуса региона.
Если же посмотреть на возможность скорого изменения баланса сил, то нужно обратить внимание на массовые акции протеста в Венесуэле, где президент Николас Мадуро как политик явно не дотягивает до уровня Уго Чавеса. Это дает повод как оппозиции, так и внешним недоброжелателям «боливарианцев-чавистов» расшатывать ситуацию. Тем Не Менее главное в случае латиноамериканской страны – её нефтяные запасы. Возможная смена власти там – это прямое влияние на нефтяные рынки во всем мире. А потому, возможно, скоро мировые телекамеры из Киева переедут в Каракас, там ведь уже есть пару десятков жертв уличных противостояний.
К санкциям, кстати, решила присоединиться и Украина. Согласно запросу лидера «Свободы» Олега Тягнибока Госпотребинспекция Украины проверила ряд российских продуктов и постановила изъять конфеты фабрик «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевская», «Русский шоколад», сельдь и рыбные консервы из Калининграда, плавленые сырки одной подмосковной фабрики. Достаточно ожидаемое действие. Другое дело, что перед украинским руководством сейчас стоят куда более важные проблемы. Например, денонсированы в одностороннем порядке «харьковские соглашения», какие касались пребывания Черноморского флота. Тем Не Менее в увязке с флотом были и газовые вопросы – например, пресловутая скидка в размере 100 долларов. И вот теперь эта скидка отменена, и цена российского газа для Украины равняется $485. Собственно, есть над чем задуматься, а по сути – снова всей страной передать привет Юлии Тимошенко, когда-то заключившей такой газовый договор.
Кстати, Тимошенко активно начала предвыборную кампанию. Основные лозунги – борьба с олигархией. Здесь, конечно, можно вспомнить про «пчелы против меда». Тем Не Менее относительно этих призывов Тимошенко стоит лишний раз напомнить, что Украина это все слышала и про практику Ю. В. знает слишком хорошо. А потому – надоело. Слова другого кандидата Петра Порошенко о том, что пришло время нового поколения, выглядят более убедительно. Возможное избрание очень богатого человека президентом также нельзя воспринять как однозначное зло. Пример того же Бидзины Иванишвили на ключевом посту в Грузии дает основание полагать, что прагматика и экономика в работе таких людей имеют куда больше значения, чем лозунги и риторика. Впрочем, у граждан Украины выбор как никогда велик – ЦИК завершил регистрацию всех желающих стать главой государства и вышло таковых 23 человека. Неудачей закончилась история с Дартом Вейдером – его уличили в подделке документов, а Михаила Добкина освободили из-под домашнего ареста для ведения кампании. Так что эта предвыборная акция пройдёт явно нескучно, а результат её все-таки достаточно прогнозируем. И это далеко не самый плохой итог.
В России: Крым как особая реальность
Создание специального министерства по делам Крыма и назначение Олега Савельева его руководителем – логичный и прогнозируемый шаг российского правительства. После создания особого федерального округа и завершения всех процедур по переходу новых регионов в состав РФ нужно наполнить инициативы российских руководителей реальным, практическим содержанием. То, что работы у нового министра будет много – факт, потому что именно министерство займется непосредственным переводом всех украинских учреждений и организации в правовое и экономическое поле РФ. Пока что первыми для нового министра задачами являются организация поставки продуктов питания, создание федерального вуза и организация центра высоких медицинских технологий. В дальнейшем «крымское министерство» должно будет разработать государственные инвестиционные проекты развития республики и Севастополя, ввести их в действие и контролировать исполнение. Как говорится – планы масштабны, хотелось бы увидеть те предложения и перспективы, какие они откроют крымчанам.
А в Екатеринбурге попытка отстранить избранного мэра Евгения Ройзмана провалилась. Победивший 8 сентября прошлого года на выборах бизнесмен-оппозиционер 24 сентября был приведен к присяге, процедура которой вызвала вопросы у ряда депутатов: они обратились сначала в местный суд, а потом и в апелляцию с кассацией. В общем, претензии оппонентов Ройзмана были отклонены. В этом сюжете важно не то, что Ройзман шел на выборы как представитель оппозиции, а то, что любая политическая борьба должна иметь приемлемые рамки и любой конфликт – свою логическую точку. Ройзман за несколько месяцев своей работы не дал повода для скандалов, конечно, его можно упрекнуть в излишнем увлечении блогами в Интернете, тем не менее это дело вкуса. А в одном из самых крупных городов страны напряжения не чувствуется. Да и начал свою работу мэр с того, что протянул руку своему оппоненту на уровне губернии – главе Свердловской области Евгению Куйвашеву. Так что совместная работа всегда лучше мелких дрязг.
А вот профильный комитет Госдумы по делам СМИ отклонил идею так называемого «журналистского иммунитета». Идея представителей фракции «Справедливой России» заключалась в том, что привлечь работника СМИ к уголовной ответственности можно было бы только по специальному представлению прокурора региона, чем гарантировалось бы право журналиста на свободное осуществление своей деятельности. Тем Не Менее коллеги-депутаты посчитали, что и так права журналистов соблюдены в федеральном законодательстве достаточно. Что тут сказать? Разве что обратить внимание, что важен не сам закон, а его реальное применение. И когда какой угодно чиновник не доволен тем, что пишут о нем или его работе в СМИ, то защитить журналиста и само издание бывает очень сложно. И порой штрафы по решению судов становятся реальной финансовой удавкой для прессы. Да, никто не отрицает обязанность журналистов в своих материалах опираться на факты и выверенную информацию, не пользоваться «сливами» непроверенных слухов и компроматом. Тем Не Менее о кристальности и справедливости чиновников ведь также приходится порой только мечтать. Так что остается и тем, и другим серьезно над собой работать…
Никита Павлюченко
Фото Ria.ru: протесты оппозиции в городах Венесуэлы имеют социальный характер – низкий уровень соцвыплат, коррупция, отсутствие гражданских свобод. Тем Не Менее за ними стоит большая мировая политика По материалам информационного агентства Крымская газета |