В мире и стране главными становятся вызовы, не актуальные ещё год назад. Эта новая реальность заставляет политиков искать другие подходы и завязывать отношения с иными союзниками. К чему может привести данный процесс, неясно. Однако ход его интересен сам по себе.
В мире: Газовые реки противостояния
Визит Владимира Путина в Китай расставил и без того давно напрашивавшиеся акценты. Обоим партнерам – и РФ, и КНР – важно показать всем остальным игрокам (США, ЕС, арабскому миру) стремление действовать в общей системе координат. Другое дело, насколько данные координаты будут совпадать в дальнейшем.
Пока совпадают. И выражается это во вполне конкретных документах об экономическом сотрудничестве. Подписаны серьезные договоры о конструировании и постройке нового самолета, несколько направлений будет развито в судостроении, есть интересные и масштабные планы в энергетической отрасли. Все это – экономика, однако именно такой язык в наши дни и заменяет сложные и не всегда оправданные политические обещания. А потому можно констатировать, что в конкуренции на мировых рынках появляется вполне оформленная ось «Москва – Пекин». Если оценивать это сугубо экономически, то ничего удивительного или отрицательно не случилось: у США с Китаем такие же активные да и, признаться честно, в денежном выражении куда более масштабные контакты. Другое дело, с политическим доверием большие проблемы.
Этот фактор чуть не спровоцировал определенный эффект и на российско-китайских переговорах. Ключевым вопросом все же было подписание контракта на поставки российского газа, переговоры о чем идут более десяти лет. Тут, как говорится, смешалось все. Во-первых, «Газпром» вполне трезво оценивает ситуацию с европейским рынком энергоресурсов. Да, страны ЕС во многом по политическим мотивам намерены сокращать покупки газа. Хотя никаких санкций в отношении «Газпрома» и его топ-менеджеров ЕС не ввёл. И все же необходим поиск сбыта продукта в других направлениях. В этом смысле интерес Китая знаковый.
Сама Поднебесная обладает значительными запасами «голубого топлива». Однако использовать их не спешит, повторяя американскую тактику – когда придёт необходимость. Кроме того, у китайцев вполне себе налаженный механизм закупок газа в Персидском заливе. Так что контракт с Россией – это свидетельство совсем других, более стратегических задач и интересов. А именно: экономика Китая нуждается в слишком больших объемах газа. То есть развитие китайской экономики входит в качественно новый этап, а значит, источники получения энергоресурсов надо расширить.
Не секрет, что главным препятствием для газового соглашения с Китаем была цена топлива. Россия как продавец хотела подороже, а Китай скорее умело играл на охлаждении отношений РФ с ЕС и США. Возможность настоять на своей цене у китайской стороны была, и первые сообщения о неудаче переговоров подтвердили это. Однако в итоге соглашение подписали и российский газ начнет поступать за Великую китайскую стену через четыре года. Цена не разглашается, однако обе стороны сформулировали так – все будет, как в Европе. Это дает основания говорить о реальных 350-380 долларах за тысячу кубометров.
Доказательством непродуктивности санкций как таковых стал Петербургский международный экономический форум. Он стал уже привычным для международной экономической элиты, и никакого серьезного демарша не случилось: на призыв официального Вашингтона бойкотировать мероприятие отозвалось лишь несколько десятков американских «акул капитализма». В город на Неве приехали руководители более 5000 предприятий, концернов и международных групп. Собственно, как раз это и показывает: меры – орудие политическое, они и вправду могут влиять на определенные отношения между государствами, на сотрудничество в тех сферах, какие могут содержать тайны и стратегическую информацию (например, ВПК или космическая отрасль). В остальном экономика не может не развиваться дальше, да и «в собственном соку» не особо наваришься. Поэтому мировые центры бизнеса вряд ли будут слишком принципиально реагировать на искусственные политические обострения.
Активизация военных в Таиланде, совершивших государственный переворот и объявивших военное положение в стране, наглядная демонстрация того, чем обычно заканчивается затянувшееся политическое противостояние. Вспомним Египет, где, судя по всему, глава армии генерал ас-Сиси через несколько дней будет увенчан президентскими регалиями после выборов. На юго-востоке Азии все более интересно. Военные запретили вещание всех телеканалов и радиостанций и приостановили действие конституции. А также обязали сто самых известных политиков страны из разных политических лагерей прибыть в назначенное место в пятницу. Вот так взяли и разослали им повестки: как бывшим представителям власти, так и временным их заместителям, так и протестующей оппозиции. Политики явились, однако о чем будет разговор, не ясно. То ли их заставят создать некое совместное правительство, то ли арестуют всех скопом, то ли… Однако сама по себе акция показательна: иногда политический класс становится настолько недееспособным, что приходится принимать в его отношении радикальные меры. И актуально это сегодня не только для Таиланда, однако и для куда более близких стран – для Украины, например. К огромному сожалению, однако это так.
В России: Всегда ли правильно «с голоса»?
История с изменением регионального законодательства о выборах мэра и депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге уже наделала немало шуму и грозит стать главным скандалом начинающейся летней кампании выборов регионального и муниципального уровня по всей стране. В апреле на сессии Законодательного собрания города «с голоса» на рассмотрение внесли поправки, значительно меняющие технологию избирательного процесса (появляется понятие досрочного голосования, избирательные участки по месту работы, возможность голосовать тем, кто не живет на территории муниципального образования постоянно, электронные протоколы комиссий для фиксации результатов вместо бумажных). Тогда же они и были проголосованы в первом чтении. Для окончательного оформления поправок сразу после закрытия следующий сессии объявили внеочередную (через несколько минут!) и все снова утвердили без обсуждения, отклонив поправки оппозиции. Сделали это депутаты от «Единой России» и ЛДПР. Против выступили КПРФ, и «Яблоко», и «Справедливая Россия», и «Гражданская платформа». Дело в том, что совместно с выборами муниципальных депутатов решили проводить и досрочные выборы губернатора, ведь Георгий Полтавченко в 2012-м был назначен, одним из последних, кстати, уже после изменения общероссийского законодательства о прямых выборах, губернаторов. Так вот, Питер – город знаковый, тенденции в нем могут стать характерными и для всей России. Наличие же оппозиционного мэра в соседнем Петрозаводске, победа оппозиционера-коммуниста в Новосибирске в апреле, а главное – наличие мощных конкурентов на выборах в самом Санкт-Петербурге (Оксана Дмитриева от «Справедливой России», Григорий Явлинский от «Яблока») может осложнить выполнение победной задачи для Полтавченко.