Мировая политика становится заложницей энергоресурсов и ядерных технологий. И то, и другое оказывает куда большее влияние, чем политические или идеологические заявления.
В мире: как купить «нужное», не продав «ненужное»?
В среду, 14 мая, средь бела дня в центре американского Лос-Анджелеса в результате прорыва нефтепровода на улицы вылилось более 200 литров свежей нефти. Что стало причиной аварии, пока неясно, предварительной версией называется сухая погода, вызвавшая серьезные ленные поджары в окрестностях города. Нефть, поток которой в некоторых местах доходил до колен, на улицах расслабленного образца американской мечты – впечатляющая картина. Происшествие чрезвычайное, однако знаковое: может показаться, что нефтепроводы лопаются не столько от аномальных природных условий, сколько от переполненности. То, что нефть вылилась – это ж также признак богатства. Вот такие «их нравы»…
Но от шуток – к серьезным проблемам. Те же Штаты на современной мировой «шахматной доске» ведут игру сразу в нескольких направлениях. И если фронты в Сирии и Украине сейчас выглядят откровенно проблемно, то в отношениях с Ираном наблюдается очень интересные телодвижения. Противостояние двух столпов современного мировоззрения дает импульс многим направлениям мировой политики, собственно, ограничивает круг её активных участников. В данные дни проходят следующие переговоры в Женеве, цель которых – найти компромисс в проблеме «ядерной программы» и интересов всех участников процесса. Что необходимо американцам? Ответ очевиден: их не столько пугают сами по себе ядерные заряды в руках Тегерана (рядышком ведь есть точно такие же Пакистан и Индия, и ничего – как-то живут). США опасаются появления самостоятельного игрока в регионе «Большого Востока», который может грозить не только Израилю, однако и оспорить первенство арабских монархий Персидского залива, да и сыграть в отдельную «партию» в бывших советских республиках Центральной Азии. Препятствие сегодня простое – меры. Оттого и экономика Ирана не в состоянии реализовать амбициозные цели. Поэтому найти коридор возможностей, позволяющий исламской республике вздохнуть свободнее, однако при этом не потерять уже завоеванных рубежей – дело принципиальное. То, что иранская экономика уже в значительной мере находится на «китайском поводке», фактор скорее стабилизирующий ситуацию. Ведь и китайская экономика значительно связана с американской, кто кого на сегодняшний день там поддерживает больше – сказать однозначно нельзя. Соответственно, договоренности по Ирану – это путь к созданию новой системы мирового управления, когда посреди Азии возможно существование и развитие ядерной державы, адекватно воспринимающей окружающий мир. От этого выиграют все.
Отзвуком ирано-американских проблем стали новые повороты в проблемах российско-европейско-украинских. Суть их проста: нет уверенности в надежности Украины как транзитного партнера в поставках газа в Европу. Проблема не новая, на сегодня она приобрела следующий поворот: долги Украины превысили 3 миллиарда долларов, премьер РФ Дмитрий Медведев поручил «Газпрому» перейти на систему предоплаты в расчетах с Киевом. А значит – будут деньги вперед, будет и газ. Что можно сказать точно: с деньгами в Украине сейчас ситуация сложная, по сути – их нет. Обещания же выделить поддержку от западных стран пока что остаются обещаниями, условия выделения – очень нелегкие. Однако европейцы сами брались за гарантии финансовой поддержки Украины, не выполнить их – поставить страну на грань экономического краха. В России же предлагают вполне понятную схему решения проблемы: Киев получает помощь от МВФ и ЕС и оплачивает хотя бы часть долга, тогда есть смысл продолжать поставки газа. Президент РФ Владимир Путин направил письмо главам государств-потребителям российского газа, где изложил видение проблемы. Европейцы пока что молчат, однако, по сообщениям СМИ, якобы приняли решение самостоятельно закачать газ в хранилища. Чего здесь больше – недоверия к киевским властям или же просто самосохранения, сказать трудно. Однако факт налицо: Европа, взяв на себя обязательства по поддержке Украины, должна теперь соответствовать им. Иначе – зачем нужны были все данные громкие заявления?
Относительно президентских выборов в Украине, появились первые более-менее четкие свидетельства, что голосование 25 мая произойдёт и выборы пройдут в один тур. Согласно данным последнего опроса Петр Порошенко имеет шансы набрать 54 % голосов, Юлия Тимошенко – якобы 10 %. Не стоит, конечно, доверять этим цифрам однозначно, однако тенденция налицо: все приемы и уловки экс-премьера наконец-то нашли свой логический финал. Как говорил когда-то один мудрый политик, нельзя долго обманывать большое количество людей. Тут и добавить нечего. А вот Порошенко завидовать в данном случае не стоит: ноша у него будет неимоверно тяжелая, сложно даже представить, насколько. Так что, победа, если она и будет, то точно с печалью в глазах.
Тем временем в Индии на парламентских выборах победу одержала оппозиция: правлению Индийского национального конгресса приходит конец, его сменяет националистическая Народная партия. И это может заметно поколебать политические и экономические порядки азиатского мира. Потому как отношения с Китаем у националистов всегда были напряженными. Стоит ожидать явной активизации страны во всех направлениях, причем решение вопросов теперь может стать куда более жестким. В Греции же премьер-министр Антонис Самарас заявил, что кризисный промежуток времени в экономике страны преодолен, в этом году ожидается рост экономики, и в последующие годы он будет только увеличиваться. Хотелось бы, конечно, этим заявлениям верить, потому как именно Греция в свое время создала экономическую головную боль всей Европе, и если, наконец-то, смогли сами выбраться – то и пусть продолжают. Так и за конкретную страну спокойней, и за стабильность всего континента.
В России: учиться жить вместе
Убийство 22-летнего болельщика «Спартака» Леонида Сафьянникова трудовым мигрантом из Узбекистана Жахонгиром Ахмедовым (такова версия МВД) в минувший вторник снова вернула всех нас к призабытой (причем, есть основания полагать, что умышленно) теме взаимоотношений разных народов внутри России. То, что федерация – страна многонациональная, давно понятный всем факт. Однако истории, подобные конфликтам в Кондопоге, Восточном Бирюлеве и других провинциальных городах и поселках, с завидным постоянством происходят. И самое главное – никаких уроков из всего этого не выносится.
Собственно, что случилось возле подмосковной железнодорожной станции Пушкино? Якобы уличная ссора, в ходе которой Сафьянникову были нанесены несколько ударов по голове. Далее инсценировали автомобильную аварию (на машине Сафьянникова) и попытались представить смерть как результат ДТП. Предполагаемый убийца скрылся у себя на родине – в Узбекистане, однако по требованию родственников и при содействии МВД южной республики вернулся в Россию и был задержан.
Что самое главное в таких трагедиях? Они порождают не только самые негативные эмоции по отношению к людям других национальностей, однако и сталкивают менталитеты, образ жизни и набор ценностей. Конечно, не лишним будет вопрос к властям Узбекистана: отчего жизнь там такова, что очень большое количество граждан государства устремляется на заработки куда глаза глядят? Однако будем откровенны: серьезной работы по созданию комфортных условий сосуществования мигрантов на самом деле не ведётся. Ведь иначе данные конфликты со смертельными исходами не были бы столь часты и столь похожи друг на друга. Конечно, проще всего сказать: а давайте выселим всех (и такие голоса все сильнее и сильнее). Выселить (и история 70-летней давности в Крыму в этом смысле крайне поучительна) – это очень просто и, на первый взгляд, ясно. А вот сделать так, чтобы места «под солнцем» (российским, узбекским, крымским) хватало всем, и жить где бы то ни было хорошо всем – вот это сделать куда сложнее. Однако без этого трагедии будут только множиться. Пора задуматься сегодня именно об этом.