Завзятые театралы стали следить за творчеством Ирины после первых же её работ: в спектаклях «Шаман и Снегурочка», «Идиот», «Севильский цирюльник», «Эраст Фандорин». Широкую популярность актрисе принесли кинофильмы и телесериалы, между которых «Адвокат», «Адьютанты любви», «Аэропорт», «И всё-таки я люблю», «Бешеная», «Мент в законе», «Гражданка начальница». Наша беседа состоялась после премьеры нашумевшего и принятого неоднозначно из-за жёсткой концовки фильма «Майор» Юрия Быкова. Фильма, вошедшего в семёрку лучших на Берлинском кинофестивале.
- Ирина, ваша героиня, у которой отнимают дорогих людей сына и мужа, сначала, попав в трагическую ситуацию, подчиняется перемалывающей людские судьбы системе, а потом вступает в борьбу, несмотря на смертельную опасность. Был прототип, который помог создать достоверный, очень жизненный образ женщины, отстаивающей истину и собственную честь, несмотря на смертельную опасность, реальную угрозу жизни?
- Обычно есть кто-то в жизни, подруга, знакомая, от которых я что-то беру, создавая определённый образ. В «Майоре» шла не от образа, а от условий, в которых живёт героиня, от событий, перевернувших её жизнь. Приходилось думать не столько об образе, сколько о поведении в сложных обстоятельствах. И образ главного героя, майора милиции, и моей героини собирательные. Они не списаны с конкретных людей.
Я ухватилась за сценарий, потому что ни с чем подобным ещё не сталкивалась. Надо было сыграть женщину, сын которой погибает под колёсами автомобиля майора милиции, спешившего в роддом к жене. Потом она теряет мужа, который желал добиться справедливого возмездия, его убивают сотрудники милиции, скрывающие преступление коллеги. Это картина, в которой все делают свой выбор. Понимание моей героиней многих вещей стало и моим пониманием. Сделала вывод: мы считаем, что боремся с системой, а на самом деле с собой. Но не признаёмся в этом себе. Главный герой картины человек, который должен стоять на страже закона, а обстоятельства заставляют его, как он считает, попрать закон.
- Зрители хорошо знают вас по телесериалам, какие, как известно, лепятся на скорую руку. Тяжело после них играть в таком очень психологичном, философском, тонком фильме?
- Не открою секрета, сказав, что в сериалах артисты снимаются ради денег. А в таких фильмах, как «Майор», для души. Но получить нынче хороший материал трудно. Вот и приходится жить в сериальном потоке. Но сниматься мне было легко опыт уже большой наработан, сценарий необычный, сильный, очень хорошие партнёры.
- А удовольствие доставила игра в этом фильме с трагическим концом: майор делает выбор и спасает свою семью, отняв жизнь у вашей героини: таковы были условия «игры»?
- Колоссальное, невероятное получила наслаждение! Для актрисы такие работы очень важны: проверить не стух ли ты, не умер ли? Понять, что способен ещё на что-то серьёзное. Работа в этой картине прекрасная часть моей жизни. Быков актёрский режиссёр, как мы говорим. То есть актёры для него инструменты, через какие он доносит до зрителей свою мысль. Он не диктует, когда что-то не получается, а советует: ты сама должна понять, как это сделать.
- Популярность приносят всё же сериалы. Как вы считаете, могут ли принести популярность актёру подобные фильмы? Запомнят ли актёров?
- Я думаю, что такие фильмы массовыми не будут. Скорее всего, на «Майора» широкая, как принято говорить, публика не пойдёт. То есть публика, которая желает лёгкости. К ней относятся многие мои знакомые. Моя мама не понимает, зачем я играю в «Идиоте» по Достоевскому: это так ужасно, говорит она… А для меня такие роли очень важны. Они заставляют испытывать сильнейшие чувства и думать.
- В «Майоре» вы боретесь с коррумпированной милицейской системой, а ролью в сериале «Бешеная» пополнили галерею обаятельных блюстительниц закона. Что-то из этой роли извлекли для себя?
- Очень многое. По ходу съёмок я училась стрелять, осваивала приёмы восточных единоборств. Но самым интересным для меня было то, что героиня большую часть времени занята логическими рассуждениями. Это всегда хороший урок, проецирующийся на твою жизнь. К тому же команда на картине подобралась просто замечательная. С рабочим напряжением помогали справиться своими хохмами Саша Стефанцев и Георгий Дронов. Такие люди очень нужны на съёмках.
- Актёрская профессия воплощение детской мечты, как у многих красивых девочек?
- Вот об этом-то я как раз и не мечтала. Увлечений было много. В музыкальной школе училась по настоянию родителей. А вот в кружок юннатов сама записалась из любви к животным. Подружки зачитывались любовными романами, а я книжками Даррелла. Мечтала о научном поприще. Когда училась в седьмом классе, в родной Одессе открылась студия киноактёра, и я три года там занималась, постигая азы актёрского мастерства. Но мои родители-музыканты видели меня певицей. Я и вправду неплохо исполняла эстрадные и джазовые песни. Поэтому поступила на подготовительное отделение при Одесской консерватории, отзанималась там два с половиной месяца, а потом поехала в Москву за компанию с подружками поступать в театральное. Тайком от родителей, купив билет на бабушкины деньги, которую упросила «благословить» меня на данную авантюру.
- Помнится, вы вели конкурс «Песни России». Это входило в сферу профессиональных интересов?
- Да, был такой проект в стиле «Алло, мы ищем таланты». Я тогда училась на втором курсе. Было интересно попробовать себя на этом поприще. Очень нравилось знакомиться с новыми городами, разной публикой, талантливыми участниками. Роль телеведущей раскрепощает, учит быстрой реакции на реплики собеседников и вселяет уверенность, что если эта роль, в которой от тебя самой многое зависит, получилась, то получатся и все остальные, какие выпадут на твою артистическую судьбу. С удовольствием вспоминаю, как выходила на публику в роскошных платьях от Нины Ричи, Кристиана Диора…
- Есть роли, которыми артисты особенно дорожат. Как правило, их немного. В вашей биографии уже есть такие работы?
- В разные периоды времени они у меня разные. Это и Настасья Филипповна в «Идиоте», которая давалась мне «кроваво». И Соня в «Романе с кокаином». Я наслаждаюсь атмосферой этого спектакля, его какой-то необъяснимой бесшабашностью, которой нет в других постановках.
- Неосуществлённая мечта на сцене есть?
- Как многие молодые актрисы, очень хотела сыграть Нину Заречную в чеховской «Чайке». Сейчас она мне уже не интересна: я её поняла, пережила и отпустила. Каждая роль должна приходить вовремя. Сейчас мне хочется совпадать психологически с тем, что предлагается режиссёрами.
- А как относитесь к призыву некогда интересной для вас чеховской героини «нести свой крест и веровать»?
- Как к завещанию артистам.
С этой мыслью надо жить. К этому надо стремиться. Но это очень сложно, почти невозможно. Силы духа хватает на это лишь у единиц.
- Какие фильмы последних лет, в которых вы не играли, не оставили равнодушной? Что смотрите для души?
- Сериал «Краткий курс счастливой жизни» Гай Германики. Поражена картиной «Географ глобус пропил». Это кино на все вкусы, по-моему. И режиссура прекрасная, и, конечно, игра Хабенского. Он создал образ, в котором от него самого много. И от этого интересно. Смотрю по настроению «старое кино» у меня большая коллекция. Иногда приятно Вонга Карвая посмотреть, Вуди Аллена. Нравится документальный фильм о нём. С интересом смотрю картины Серебренникова, Звягинцева. Это моё. Хотелось бы с ними пересечься.
- Откровенные сцены для вас табу?
- Для меня табу только то, что абсолютно рушит весь образ. Тогда я не буду в этой сцене сниматься.
- А если режиссёр настаивает?
- Следовать за режиссёром, конечно, надо. Но всё же должен быть не диктат, а сотрудничество.
Досье
Российская актриса театра и кино, лауреат премий «Чайка» и «Московские дебюты» Ирина Низина родилась в 1976 году в Одессе. После окончания ГИТИСа (ныне РАТИ) была принята в труппу Российского академического молодёжного театра (РАМТ). Между разнообразных сложных ролей Варя в «Вишнёвом саде» Антона Чехова, Амалия Бежецкая в «Эрасте Фандорине» Бориса Акунина, Анастасья Филипповна в «Идиоте» по роману Фёдора Достоевского, Мария Лукьяновна в «Самоубийце» Николая Эрдмана.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда