Призрак социализма бродит — не рискую уверять, что по Европе, однако по России бродит несомненно. И, возможно, не в таком уж большом отдалении.
Многим читателям «Правды» наверняка запомнились уже не раз публиковавшиеся в нашей газете примечательные данные масштабного социологического исследования «О чём мечтают россияне». Оно было проведено в 2012 году Институтом социологии (ИС) РАН. 57% граждан нашей страны (более половины!) во время опроса признались, что мечтают об обществе, в основных своих чертах напоминающем советский социализм. Ещё 21% россиян желали бы жить в стране, жизнеустройство которой похоже на «австрийский социализм» (или его шведского либо норвежского клона).
ВЫХОДИТ, ПРИЗРАК СОЦИАЛИЗМА, который почти два десятилетия после августовской контрреволюции 1991 года прятался, в последние годы достаточно уверенно бродит по России. И зрелый наш народ уже и сам его не боится, и детей им не пугает.
При таком положении пора начинать думать, как социализм из благого пожелания, из мечты превратить в явь. Кто-то скажет: пусть об этом размышляют коммунисты, это их программное положение. Нет нужды спорить с таким утверждением. В то же время нельзя забывать, что одним коммунистам изменить общественное жизнеустройство не по силам. Смена экономического и политического строя — всегда дело широких народных масс.
Но когда решаются такие гигантские задачи, как ликвидация капитализма и переход к строительству социализма, необходимо класс, способный стать авангардом народных масс в этом кардинальном переустройстве общества. Как в пору Парижской коммуны, так и в октябре 1917 года данную роль выполнял рабочий класс. А сегодня он способен нести на себе такое историческое бремя? Завелось немало тех, кто в этом сомневается. И напрасно!
Во-первых, для всех других классов (даже для пролетариев умственного труда) есть так называемый социальный лифт, который предназначен для доставки их представителей в буржуазную обитель. Конечно, тот лифт чрезвычайно тесный, работает неисправно, порой вопреки желанию попавших в него доставляет их не вверх, а вниз, на дно общества. Однако лифт всё же есть. Вот только для рабочего класса он не предназначен. Известно, что не может быть капиталистов без наёмных работников, создающих им прибыль. Значит, буржуазия, пока это в её силах, будет держать рабочий класс в жёсткой узде, сохраняя всевластие частной собственности.
Во-вторых, уже сегодня лучше всех осознаёт несовместимость своих интересов с капиталистическими порядками именно рабочий класс. Об этом говорят данные масштабного нынешнего исследования ИС РАН. Социологи в 2014 году ставили своей задачей изучить милый их сердцу «средний класс». В результате российское общество в их исследовании оказалось поделённым на четыре части.
Первая часть — крайне немногочисленный «высший класс», основу которого составляют олигархи да магнаты. В этой работе социологи даже не вспоминали о нём. Нас он также сегодня не интересует, ибо те, кто захватил в современной России командные высоты в экономике и политике, в абсолютном своём большинстве не только не желают социализма, однако рады искоренить всякую память о нём.
Вторая часть — «средний класс», в который включили чуть ли не всех работников умственного труда. А те из числа россиян, занятых нефизическим трудом, кто по каким-то показателям не был зачислен социологами в «средний класс», были определены как «потенциальный средний класс» и составили третью группу опрошенных.
В четвёртой группе, названной «остальное население», оказались работники наёмного физического труда и пенсионеры, какие раньше были рабочими. Так вот, оказалось, что ближе всех ценности и идеалы социализма тем, кто был включён учёными ИС РАН в четвёртую группу, то есть рабочему классу, который сегодня не просто продаёт свою рабочую силу, а создаёт в результате этой продажи постоянно растущие капиталы магнатам-олигархам и дельцам средней руки. Это хорошо видно по схемам, в которых отражены данные исследования ИС РАН «Средний класс современной России: десять лет спустя».
Именно рабочий класс больше всех мечтает о социальной справедливости, о равных правах для всех, о сильном государстве, которое заботилось бы о своих гражданах (56%). Именно ему чужды «свободный» (от совести) рынок и всевластие частной собственности (их поддержали лишь 10% рабочих). К тому же каждый девятый представитель рабочего класса выступает принципиальным противником всякого частного бизнеса.
Кто-то может удивиться: не так уж и велики различия в ценностных ориентациях рабочих и «среднего класса». Однако удивляться нечему: основную массу «среднего класса» составляют пролетарии умственного труда, то есть также наёмные, эксплуатируемые работники. Большинство из них также желали бы участвовать в созидании товарищеского способа производства. И мы ведём разговор не о противопоставлении этих двух категорий пролетариата — наоборот, в каждой из них мы видим социальную базу политической армии сторонников социализма.
Вопрос о другом: надо уже сегодня знать и понимать, кто способен стать авангардом борьбы за социализм. Ответ ясен. И логика марксизма-ленинизма, и анализ общественных настроений в России убеждают: роль авангарда борьбы за социализм по плечу только рабочему классу.