| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В рассуждениях на тему, как России выйти из экономического кризиса, сегодня недостатка нет. Это типичная русская особенность – включать голову только после того, как жареный петух клюнет в известное место. Рассуждают все – от политиков различного уровня, теоретиков экономистов - до фермеров, домохозяек, артистов и спортсменов. У каждого свой рецепт, что у каждого свое видение ситуации. Тот случай, когда многое зависит от «колокольни», на которой находишься.
В то же время, в развернувшихся общероссийских дискуссиях за множеством точек зрения не видно рационального и, главное, результативного решения. Проблема в том, что из системного анализа экономической ситуации, в которой оказалась наша страна, фактически исключена самая востребованная в промежуток времени существования СССР категория активных граждан – люди, хорошо знающие производство.
Те, что прошли путь от рабочего до директора предприятия или, как минимум, до главного инженера. Их сегодня нет и в правительстве Российской Федерации, а также в правительствах российских регионов. Отсутствие в управленческих структурах людей с богатым производственным опытом, тех самых крепких хозяйственников и красных директоров, как с долей пренебрежения и определенного высокомерия называли их либеральные экономисты периода развала Советского Союза и постсоветского становления России.
Все годы суверенитета Российской Федерации система управления почему-то отдавала предпочтение людям, не имеющим практических навыков в организации производства, не знающих, с какой стороны подходить к токарному станку, корове, свинье или лошади, имеющим весьма поверхностное знание отдельных отраслей экономики. Сегодня во главе правительства находится юрист, достойный кооператива «Озеро», тем не менее вряд ли способный оценить весь комплекс государственных вопросов первостепенного значения.
Под стать ему и другие члены правительства, хорошо ориентирующиеся в перераспределении финансовых потоков, тем не менее не умеющие вычленить самые перспективные направления экономики, которым нужно отдать приоритет, если мы и вправду желаем избавиться от унизительной составляющей в виде сырьевого придатка мировой экономики.
Другими словами, в системе управления хозяйственным комплексом нашей страны ощущается острейший дефицит квалифицированных кадров с большим интеллектуальным, жизненным и профессиональным опытом. Хуже того: мы давно перестали растить такие кадры. Конкретное производство, будь то промышленное или сельскохозяйственное, перестало выполнять функции «кузницы» кадров. Нужно наконец уяснить, что мальчики и девочки, окончившие престижные вузы, тем не менее совершенно не адаптированные к российским реалиям, никогда не смогут вывести страну из состояния стагнации. Да, проще всего списать наши проблемы на происки проклятых империалистов, какие спят и видят Россию в гробу, значительно сложнее сделать единственно правильные выводы из создавшейся ситуации.
Второе, о чем нужно сказать непременно. Контроль над исполнением решений исполнительных органов всех уровней, а также за целевым использованием бюджетных средств. Контроля нет, и сегодня это совершенно очевидно. Достаточно вспомнить недавние сетования главы президента Российской Федерации, констатировавшего, что затраты на возведение однотипных объектов в двух соседних российских регионов иногда отличаются в разы. Президент традиционно воздержался от прямых обвинения в адрес первых лиц этих регионов, тем не менее ведь все прекрасно знают, как вольно на местах относятся к бюджетным деньгам. Деньгам простого рабочего или крестьянина, в виде налогов делегированных ими на развитие государства.
Типичный пример подобного отношения – Сахалин, губернатор которого арестован и сейчас находится под следствием. Простой человек, чьим трудом и прирастает экономика России, глядя на экран телевизора, где показывают без малого миллиард рублей, изъятых на подмосковной даче сахалинского губернатора, просто должен взять вилы и пойти на представителей власти. России повезло с народом и с вилами, какие можно найти далеко не в каждом доме или квартире. В противном случае власти пришлось бы в новый раз либо употребить силу против народа, уставшего, изнемогающего от произвола и беззакония со стороны должностных лиц.
Мне могут возразить: дескать, сколько веревочке не виться… Слабый аргумент, прямо скажу. Практика последних двадцати пяти лет показывает, что насчет «веревочки» - это картинка для плебса, принудительно отстраненного от управления государством и постоянно озабоченного поиском куска хлеба. Такое ощущение, что действующая власть заведомо умышленно культивирует данную социальную группу, совершенно апатично рассматривающую происходящее, лишенную мысли, способности анализировать и, главное, действовать. Активно и бескомпромиссно, отстаивая общенародные и общегосударственные экономические и политические интересы. Атака постоянно идёт именно на ту группу населения, которая не мыслит себя вне России, которая считает Россию своей Родиной в самом высоком и не претерпевающем конъюнктуры смысле этого термина.
Что касается лиц, занятых в управлении государством, то эта категория граждан мыслит совершенно иначе, рассматривая свою должность только с позиции личного незаконного обогащения, а свою страну как временное пристанище. Как некий золотоносный рудник, о котором после завершения его разработки, можно просто забыть, перебравшись в благополучные европейские государства, где загодя прикуплены имения, а в банках покоятся деньги тайно вывезенные с того самого рудника. Пресса уже устала писать о детях и ближайших родственниках российских чиновников, предпочитающих жить вдали от России, тем не менее ситуация не меняется даже от излишне частого употребления имен и фамилий известных чиновников.
Если мы и вправду желаем своему народу и своей стране процветания, необходимо добиться того, чтобы во власти доминировали люди, для которых патриотизм – не пустой звук, а непременная составляющая мировоззрения. Если же всё оставим так, как сейчас, не выйти нам из кризиса никогда.
Понятно, что народное благосостояние, благосостояние государства кует сам народ. Вот только ковать скоро будет совершенно некому. Причем, в самом прямом, а отнюдь не переносном смысле. Россия, за годы правления Б. Ельцина на практике уничтожила собственную промышленность, сделав ставку на импортирование технологий и зарубежного капитала. А ведь в нашей стране была уникальная авиационная промышленность, не менее уникальная космическая. На территории России действовали крупнейшие предприятия, выпускающие высокоточные станки и иное промышленное оборудование. Я сам долго работал директором одного из самых мощных предприятий оборонного комплекса.
Где всё это сегодня? Списали за ненадобностью, сами похоронили и порубили на мелкие куски, поддавшись иллюзии о благожелательном отношении Запада к России. Не будет этого благожелательного отношения никогда. Закон джунглей не подразумевает равного себе, а Россия имеет наглость стать равной другим. Тем, кто свыкся со своей ролью и приучил к ней других. Уничтожая свою промышленность, мы автоматически уничтожали профессионалов, способных работать на подобных предприятиях. Не секрет, что сегодня найти хорошего токаря, фрезеровщика, инструментальщика значительно сложнее, чем хорошего менеджера или юриста. Годы вакханалии, сначала в промежуток времени правления М. Горбачева, а затем и Б. Ельцина стали разлагающими для целого поколения россиян, не видящих смысла в обучении нормальной рабочей профессии. Рабочий, чей труд всегда был в почете в СССР, в современной России стал никому не нужен.
Это положение также нужно исправить. Пусть с запозданием, тем не менее все равно. Уверен, что на федеральном уровне стоит разработать комплексную программу подготовки рабочих всех необходимых народному хозяйству специальностей. Нужно вновь поднять социальный статус человека труда путём повышения оплаты, создания дополнительных преференций и социальных льгот. Только в этом случае на наших предприятиях будут трудиться россияне, а не приезжие из постсоветских республик, Китая или Вьетнама. Только при таком непременном условии мы будем способствовать расцвету своего государства, а не тех, что расположены за пределами нашего Отечества.
Теперь о роли гражданского общества. Прежде чем перейти к сути проблемы, напомню, что в промежуток времени существования СССР была такая контролирующая структура, как Комитет народного контроля. Для тех, кто в силу возраста не может знать о нем на практике ничего, скажу, что проверяющих из подразделений КНК боялись больше, чем прокурорских проверок или устрашительных акций ОБХСС. По своей сути и изначальному предназначению КНК был сугубо общественной организацией, не подотчетной никому, кроме партийных органов. Именно это обстоятельство делало работу комитета и его территориальных подразделений эффективной и непредвзятой. В системе КНК работали на временной основе специалисты всех отраслей экономики, вышедшие на пенсию, тем не менее не утратившие профессионализма и принципиальности.
Благодаря им удавалось либо предотвратить хищение народных денег на предприятиях и в организациях, либо возвратить в бюджет все незаконно израсходованное или украденное. Материалы народного контроля регулярно становились объектом повышенного внимания правоохранительных органов, а затем базой для вынесения судебных решений.
Комитет народного контроля был ликвидирован в 1991 году. Инициаторами его ликвидации, как видится с позиций сегодняшнего дня, стали высшие должностные лица Российской Федерации той поры, фактически лоббирующие интересы казнокрадов, облеченных властными полномочиями. В нынешней России появился так называемый Общероссийский народный фронт, поставивший своей задачей оказание содействия исполнительной власти (в первую очередь, президенту России) в предотвращении или вскрытии преступлений, совершенных или совершаемых государственными чиновниками высокого уровня.
Что ж, само появление этой общественной организации стоит только приветствовать. Но в нынешних условиях, когда чиновники привыкли к своей безнаказанности, нужно подумать и о параллельном формировании некоего профессионального аналога Общероссийского народного фронта, а точнее, аналога Комитета народного контроля, успешно функционирующего в СССР. С конкретным уставом, с конкретными обязательствами и полномочиями. Со своим штатом профессиональных сотрудников и с максимально высоким государственным статусом. Последние необходимы для того, чтобы работа КНК всегда становилась предметом не только широкого обсуждения в российском обществе, тем не менее и руководством к действию правоохранительных и судебных ведомств.
Теперь об идее, на базе которой можно объединить народ Российской Федерации в решении задачи глобального и фундаментально масштаба, результатом которой станет принципиально иначе ориентированная экономика государства. Экономика будущего, экономика, минимально зависящая от неблагоприятных внешних воздействий с меркантильной или политической подоплекой. Аналоги в истории СССР уже были. Я имею в виду создание Государственной комиссии по электрификации России. Она, равно как и сам план электрификации, появились в очень сложный для советской власти промежуток времени. Шла гражданская война, безработица, бандитизм, голод, разруха. Что в тот момент могло объединить жителей ещё не забытой российской империи?
Только задача глобального, общенационального масштаба. Таковой и стал план по электрификации, рассчитанный на десятилетия вперед, обеспечивающий поступательное развитие всей страны. Старшему и среднему поколению наших сограждан хорошо известна ленинская фраза «Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны». Ленин не случайно на первое место поставил власть, он был прагматик.
Власть, точнее вертикаль власти президент России Владимир Путин на практике выстроил. Дело за идеей глобального масштаба, способной консолидировать российский народ в своем стремлении жить в достойном государстве. Том, которое любят друзья и с которым вынуждены считаться недруги. В государстве, где благополучно и комфортно будет жить представителям всей многонациональной России.
Не разработай мы этой идеи, не ускорь мы её реализацию, либо пропадем поодиночке, либо канем в небытие все вместе. И то, и другое, принципиально неприемлемо.
Поэтому нашей партии нужно разработать и предложить народу достаточно радикальную антикризисную программу, которая:
а) говорила бы с народом на понятном ему языке – примерно : «Вор должен сидеть в тюрьме!»
б) была увязана с основными политическими документами нашей партии, её программой
в) выводила на первое место в нашем обществе человека труда
г) отвечала, как нам жить и работать, чтобы сохранить страну
Над программой должна работать группа различных специалистов и учёных под руководством Председателя партии Г.А. Зюганова, что только он может в сложившейся ситуации принять правильное и согласованное решение.
Положительный опыт России показывает, что стратегические планы всегда разрабатывали под руководством первого лица : НЭП и ГОЭРЛО - Ленин, Индустриализация страны – Сталин.
По материалам сайта КПРФ |