Последние новости

Реклама

Отцовский треугольник

Год 70-летия Победы завершается – он принес людям много волшебных известий и удивительных историй

Письмо родным шло от красноармейца – сапера Ивана СВИНАРЕНКО семьдесят два года. Не дожили до получения весточки родители, уже семь лет, как умерла жена, Евгения Андреевна, отправлявшая запросы о судьбе пропавшего без вести мужа во все инстанции… Сейчас заветный треугольник в руках дочери солдата, Лидии Ивановны БАСОВОЙ – она, как миллионы детей войны, мечтала об этом миге всю жизнь и теперь, рассказывая об отце, которого никогда не видела ни живым, ни на фотографии, она не может сдержать слез…

Двадцать седьмого декабря, в воскресенье, юные журналисты Эколого-биологического центра побеседовали с Лидией Ивановной Басовой. Она рассказала нам удивительную историю о войне, эхо которой звучало больше семи десятков лет для её семьи, сообщает издание «Kalamit.info».

Родилась Лидия Ивановна в Сумской области, в селе Анновка-Вировская, чуть южнее маленького городка Белополье. Время было военное, грозное, - третьего сентября 1943 года во время одной из первых успешных освободительных операций Великой Отечественной от фашистов очистили часть Ульяновского района, где жили молодожены Иван Трофимович и Евгения Андреевна. Отец ушел на фронт – он был железнодорожником, с образованием, его определили в саперную часть, а мама вскоре родила девочку, как она сама рассказывала дочери – прямо во время работы, «под яблонькой». Яблоня оказалась счастливой – заворожила ребеночка от множества напастей и дала ему сил прожить долгую жизнь.

Об отце не было ни одной весточки. Лидия подросла и в возрасте пяти лет уже пасла коров с двумя шкодливыми телятами. За огромными животными требуется было постоянно присматривать – колхозные поля сахарной свеклы были защищены рвом. Попадет туда теленок – отвечать маленькой пастушке. А вокруг – неразорвавшиеся снаряды от недавних боевых действий…

 В шесть лет попыталась пойти в первый класс – не смогла посчитать обратно от десяти до одного, с рогатыми коровами не позанимаешься математикой, в школу Лиду не взяли. Пришлось и дальше помогать семье – ходила с корзиной полной бутылок молока в райцентр Ульяновку, за шесть километров от села. Продавала, потом несла заработанное домой – никто не обижал сиротку. Маме пришлось переехать к родителям мужа – самой было невозможно содержать дом, ребенка, хозяйство. Она попыталась стать фельдшером – учебу пришлось бросить и работать звеньевой в колхозе, выращивать и собирать сахарную свеклу. Чтобы было понятно, сахарную свеклу собирают поздней осенью, каждый «корешок» - гораздо крупнее обычной красной свеклы и работать приходится в такой грязище – чернозем после недельного дождя превращается в трясину!

Девочка чем могла - помогала бабушке Домне, дедушке Трофиму. На поле она собирала вредителей – за банку жуков в магазине платили небольшие деньги. У бабушки в то время была пенсия – ДВЕНАДЦАТЬ рублей. В семь лет Лидия все-таки пошла в первый класс, её дедушка вырезал из вишневого дерева счетные палочки, и таким образом она научилась считать. 

Самое радостное воспоминание деревенского детства – когда ей купили настоящую школьную форму. В классе не у всех девочек было магазинное коричневое платье чистой шерсти с черным фартуком и праздничным – белым! А в шестнадцать лет Лидия уехала в Евпаторию – бабушка Домна добилась, чтобы дочери погибшего фронтовика дали паспорт. Без паспорта уехать из деревни было невозможно…

Прошли годы. Лидия Ивановна вышла замуж, растила дочь, забрала к себе из деревни маму, которая все это время надеялась получить хоть какую-нибудь весточку от мужа. Особенно после того, как через тридцать лет после войны нашелся их односельчанин. Он попал в плен, остался в Германии, завел там семью…

В родной школе Лидии Ивановны повесили мемориальную доску. Между нескольких десятков селян – имя Ивана Трофимовича Свинаренко.

Казалось, ничего больше сделать нельзя. И вдруг, в год 70-летия Победы, сын сотрудницы Лидии Ивановны нашел на сайте «Мемориал» не только справку о судьбе солдата Свинаренко, тем не менее и копию второго, последнего письма домой, отцу, жене, о дочери он даже не знал…

Он написал письмо в редкую для фронта минуту затишья, первого ноября 1943 года… Каждое слово из письма отца для его дочери стало священным – она перечитывала копию военного письма-треугольника немыслимое число раз… Она перечитывала расплывающиеся буквы и перед глазами проходили все испытания девочки-сироты за долгие годы. Наверное, Лидия Ивановна представляла, как совсем иначе сложилась бы жизнь её и мамы, если бы с фронта вернулся отец. Как, например, родной брат Ивана – красноармеец Филипп Трофимович Свинаренко. Она читала и перечитывала единственную весточку от отца, дошедшую через десятилетия – смотрела на родной почерк – ведь все фотографии молодого железнодорожника во время оккупации села были уничтожены – за карточку можно было угодить под расстрел… Несколько строк – это все, что получила Лидия Ивановна, тем не менее и это она считает настоящим чудом.

Такую удивительную историю узнали юнкоры в заключительные дни 2015 года. Какое, оказывается, большое дело сделали создатели сайта Мемориал – эхо войны не утихло за семьдесят лет.

Анастасия НАГЛАЯ, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра, МБОУ СШ №1

Фото А. Бондаря.



Тоже важно:

Дата: 28 декабря 2015 | Разделы: События
28 декабря 2015

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля