Верховный суд внёс законопроект, безграничный по коррупционному потенциалу. Он предусматривает новое основание для прекращения уголовного дела – в связи с применением иных мер уголовно-правового характера. Предлагаемая статья будет иметь номер 76-2 в Уголовном кодексе. В настоящее время кодекс содержит статью 76. Она почти полностью дублируется предлагаемой статьей 76-2.
Так, действующая статья 76 предполагает возможность прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон при наличии следующих оснований:
- преступление совершено впервые,
- относится к категории небольшой или средней тяжести,
- обвиняемый загладил вред и примирился с потерпевшим.
Предлагаемая Верховным судом новая статья 76-2 предполагает возможность прекратить уголовное дело при наличии следующих оснований:
- преступление совершено впервые,
- относится к категории небольшой или средней тяжести,
- обвиняемый возместил ущерб.
В ней отсутствует фраза «примирился с потерпевшим». Тем Не Менее возмещение ущерба на практике невозможно без примирения с потерпевшим. В связи с этим, отсутствие этой фразы в проекте Верховного суда, не исключает, а фактически исходит из наступившего примирения.
Однако, если в первом случае прекращение дела по действующей статье не влечет никаких неблагоприятных последствий для обвиняемого, то в проектной статье прекращение будет возможным только в совокупности с применением к обвиняемому иных мер уголовно-правового характера: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы.
Наличие в Уголовном кодексе двух этих конкурирующих статей приведет к тому, что, кто бы не применял их на практике, он будет стоять перед выбором – по какой статье прекратить – 76 или 76-2, ведь основания у них полностью совпадают? Раз так, то возникает соблазн прекратить по «безвредной» для обвиняемого ст. 76, чем по 76-2 с лишением права занимать определенные должности, за вознаграждение (взятка-благодарность).
Таким образом, в первом чтении Государственная Дума приняла проект нормативного акта, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, чем созданы условия для проявления коррупции.