| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Современное общество очень разделено политикой, деньгами, стремлением властвовать. У каждого своя правда. Именно поэтому в современных реалиях важны честность и искренность, считает российский сценарист, режиссёр и продюсер, президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Елена РАЙСКАЯ. Посетив Крым по приглашению международного медиаклуба «Формат А 3», она поделилась с крымчанами своими мыслями о событиях последних лет, о качестве современного кино и о том, как сохранить честность и человечность на экране и в жизни.
- Тема беседы сегодня тернистый путь честного кино. Скажите, что такое, по-вашему, честное кино? - У каждого своя гражданская позиция. Патриот может снять честное кино, если он искренен, он же может снять нечестное кино, желая кому-то угодить или «слупить бабла». То же касается и либералов. К примеру, «Левиафан» честное кино. Оно мне принципиально не нравится, у меня другая позиция но оно честно снято: Звягинцев правда так считает. А есть иные примеры, когда фильм заведомо снимается, чтобы получить награду, чтобы позвали на Запад, чтобы дали «цацку». Не хочу называть плохие примеры. - Сейчас многие говорят о том, что российское кино испортилось, потому что на первый план встали деньги, а не искусство. - Мы живём сейчас в век продюсерского кино, когда «сценарист и режиссёр оказывают услуги», какие должны устроить продюсера. Это одна из модных и главных препон на пути к тому, чтобы сценарий был реализован так, как он написан. Я не говорю о том, что любой сценарий это сразу шедевр, нет. Со сценарием надо работать, но делать это в логике того, что написано. А то происходит так: «Прекрасный сценарий! Только давайте герой будет не мужчиной, а женщиной. Сейчас тяжёлая женская доля в тренде!». И дальше либо сценарист начинает оказывать данные сомнительные услуги, либо он от этого отказывается, но права уже всё равно по договору у продюсера. И приглашается какой-то другой сценарист или другой режиссёр, если прежний взбунтуется. В итоге получается, чем хуже, тем лучше стремятся почему-то к этому. Есть и пристойные продюсеры, профессионалы, какие угадывают конъюнктуру, предвидят, на что будет спрос через полгода, год, и какие умеют работать и с автором, и с режиссёром. Но их очень мало. Тернистость пути в том, чтобы заработать право отказаться и выбирать. Мне, например, недавно предложили написать «объективный взгляд на Сталина». Я отказалась, потому что не смогу: к нему я отношусь предвзято. - А о «Крымской весне» написали бы? - С удовольствием. Но вы знаете, о таком необходимо писать после общения с теми людьми, кто в этом жил и знает про это. Сколько бы я ни собрала материала, я никогда не смогу вжиться, я столького про это не знаю. Драматурги и режиссёры, в основном, живут в Столице России, Питере, а в регионах их нет. Соответственно, они мало понимают жизнь в регионах а в каждом из них свои проблемы, своя система ценностей, взаимоотношений. Это надо знать. Если Гильдия найдёт таких людей, какие смогут написать об этом, будет замечательно. - Вы сказали, что хороший продюсер умеет предвидеть.
А необходимо ли предвидение сценаристам? - Сценарист должен иметь талант и владеть профессией. Остальное это совпадения.
К примеру, я очень долго писала сценарий «Однажды в Ростове». В 2012 году он был снят, и ещё два года пролежал: канал-производитель отказался его показывать. Но когда его показали, он выстрелил. Это не предвидение это результат качественной работы замечательного режиссёра и невероятного актёрского состава. А сейчас лежит ещё один фильм, снятый по моему сценарию, его уже два раза анонсировали и до сих пор не показали. Также антисоветский, кстати по мотивам романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть». - Почему лежит? Цензура не пускает? - О чём вы говорите? Вся «путинская цензура» в головах. Кому что Путин запретил? Люди называют его Бог знает как, пишут в сетях, что желают ни за кем ещё не пришли ни разу. Поставьте на его место Сталина я думаю, подобное своеволие закончилось бы за сутки. - А за что, кстати, вас блокирует Фэйсбук? - За всё хорошее. Скажешь «хохол» блокируют. В последний раз я геев обидела, хотя совершенно их не обижала. Просто написала: ради Бога, делайте что хотите, только не надо моих внуков-мальчиков учить жениться друг на друге. Написала, что я буду брать винтовку и расстреливать таких воспитателей. Фэйсбук решил, что это призыв к экстремизму. Это фигура речи, они просто разницы не видят. - Раз уж речь зашла об этом много друзей потеряли после случившегося раскола? - Много. Вот об этом я хотела бы написать. Я во всей этой истории с Украиной и с Донбассом потеряла подругу, с которой мы дружили 40 лет, вместе выходили замуж, разводились, рожали и растили детей. Мы дня друг без друга не могли прожить. А теперь всё! Вот данный феномен мне самой очень интересен: как это происходит? Я сейчас занимаюсь «Хождением по мукам». Это было 100 лет назад брат на брата, нежелание говорить, готовность предать. Но как всё совпадает с сегодняшним днём! - Ваш сын, насколько я знаю, воевал на Донбассе. - Сначала он поехал, собрав гуманитарную помощь, посмотреть, что там происходит. Приехал, увидел убитого ребёнка и вступил в ополчение. Я об этом узнала по факту, это было очень тяжело. Но пару страшных моментов он рассказал: о том, как в подвале сидели две большие семьи прятались от бомбёжек и проходящий мимо, не знаю, кто это был, кинул гранату.
И один из отцов на неё лёг. И спас всех. И возвращаясь к разговору о подруге: мне трудно осознать, когда я говорю «Послушай, нравится Путин, не нравится Путин, но там убивают детей! Это же немыслимо!», а она, будучи матерью, бабушкой, заботливой женой, отвечает «А не надо было туда лезть!». Для меня это что-то людоедское. - А что с расколом в творческой среде? Он чувствуется? - Конечно. Он существует и даже юридически оформлен: ведь либеральное крыло вышло из Союза кинематографистов, возглавляемого Михалковым, и основало Киносоюз, где всё либеральненько. Возглавляет его Прошкин замечательный, кстати, режиссёр. Мы с ним недавно оказались в одном жюри на кинофестивале и прекрасно общались. Мы просто не трогали данную тему. Один раз он подколол, я так же ответила.
И проехали. Мир возможен, если хотеть мира. А можно хотеть настоять на своём. - Как вы видите развитие кинематографа в Крыму? И есть ли у нас вообще будущее в этом смысле? - Ну, Ялтинская студия сейчас находится в каком-то непонятном состоянии, там два хозяина и вообще ничего нет. Получается, необходимо начинать с нуля. Я предлагаю сделать силами молодых режиссёров и сценаристов киноальманах из коротких сюжетов под названием «Крым, я люблю тебя». Это можно сделать недорого, воплотить разные жанры. И в это могут вложиться и со стороны Фонда кино, и со стороны ваших региональных властей не обеднеют, это не такие уж большие деньги, тем более что не только ради денег это будет делаться. - Но на одно из недавних ток-шоу по поводу развития кинопроизводства ни один чиновник даже не пришёл. Вопросы было некому задавать. Как добиться внимания? - Я попробую обратиться в Минкульт и действовать через Союз кинематографистов. Данную идею надо поддержать! Надо дёрнуть Михалкова, который давал определённые обещания. Давайте объединим усилия. Если ничего не делать, ничего и не сдвинется с места. А чиновники не идут ну, если гора не идёт к Магомету, Магомет пойдёт. - Говоря о ценностях в контексте кино, скажите, как подать наши исконные ценности, чтобы их восприняла молодёжь, чтобы ей это не казалось пафосным или глупым? - Талантливо и ненавязчиво. Не надо совать в зубы в виде лозунгов. Вообще не произносить напрямую вы же помните, что «мысль изречённая есть ложь». И это надо делать с верой. Если говорить не о кино, хороший пример акция «Бессмертный полк»: бесчисленное количество молодых идут с портретами своих предков. Их никто не загоняет. Они идут по Столице России, по Питеру, по посёлкам, в которых живут 10 человек. Кто их заставил? Талантливая идея! Вот этим всё и объясняется. То же надо делать и в кино, и в любом виде искусства.
Беседовала
Наталия НАЗАРУК. По материалам информационного агентства Крымская правда |