Симферополь, 3 октября. Закон «О защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» начинает работать с января – в соответствии с ним воздействовать на должника смогут только организации, вошедшие в государственный реестр. А обычные люди, какие одолжили своим друзьям или знакомым более 50 тыс рублей, за простое напоминание о возврате долга по телефону могут получить крупный штраф, сообщает издание «Крыминформ».
Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин рассказал, что по действующему законодательству частное лицо может взыскать долг через суд, если его размер не меньше 10 тыс рублей и имеется расписка. Однако со вступлением в силу закона о коллекторах появилось новое условие: если просроченная задолженность превышает 50 тыс рублей, то все действия, направленные на взыскание, должен производить профессиональный сборщик долгов.
«Для частных лиц, какие дают в долг, новый закон – это интересное приключение. Предположим, один гражданин одолжил другому 100 тыс рублей до Нового года. В январе ему деньги не вернули. Теперь, если он хотя бы раз напомнит о долге любым способом (записка в двери, телефонный или личный разговор, записанный должником), то контролирующий государственный орган будет обязан определить данную ситуацию как правонарушение и выписать штраф от 50 тыс до 500 тыс рублей», – рассказал «Известиям» Борис Воронин.
Как сообщила пресс-служба НАПКА, ежемесячно ассоциация получает около 30 писем от частных лиц, какие не могут получить свои деньги обратно. Как правило, профессиональные коллекторские агентства интересуются крупными банковскими кейсами и за «частников» не берутся.
«У нас в стране 35 млн человек, у которых есть кредиты, и только 1 млн злостных неплательщиков. Уверен, что людей, какие дают в долг, не меньше. Так что, примеряя на себя роль должника, граждане должны подумать и о том, что будет, если они сами станут кредиторами», – сказал Борис Воронин.
Сами коллекторы уже придумали, как работать в условиях нового закона. Они поделились друг с другом опытом на I Всероссийском форуме лидеров рынка взыскания, который состоялся 29–30 сентября в Ялте.
Самые существенные изменения, какие закон вносит в работу коллекторов, заключаются в ограничении контактов с должником. Если сейчас взыскатель может звонить бесконечное количество раз, то с начала 2017 года – всего два раза в неделю.
Начальник управления розничного сбора ПАО «Сбербанк» Евгений Новиков рассказал, что в законе нет разъяснения о том, что такое контакт. Поэтому считать им необходимо взаимодействие, в ходе которого коллектор донес до должника всю нужную информацию. Если же гражданин не дослушал взыскателя, бросил трубку или сам позвонил коллекторам, то такой контакт в счёт не идёт. Если же у человека несколько кредитов, то по каждому из них можно контактировать столько раз, сколько разрешено законом. А если место прописки и место фактического проживания заемщика находятся в разных часовых поясах, то время коммуникации должно начинаться по раннему часовому поясу, а заканчиваться – по позднему.
По мнению начальника управления технологиями взыскания ПАО ВТБ24 Юлии Тарасовой, самое существенное нововведение, которое может негативно отразиться на коллекторах, – это право заемщика отказаться от общения со взыскателем.
«Взаимодействовать с должником запрещено, если он отозвал свое согласие на общение. Ну а если мы желаем предложить реструктуризацию или простить часть долга?» – сказала Юлия Тарасова.
Представители российского рынка взыскания сходятся во мнении, что закон о коллекторах приведет к развитию стадии судебно-исполнительного возврата (legal-collection). Генеральный директор Агентства судебного взыскания (АСВ) Максим Богомолов рассказал «Известиям», что если в начале года в компанию поступало около 2 тыс дел для обращения в суд, то в конце августа – уже 6,5 тыс При этом в 79% случаев судебные приказы были в пользу сборщиков долгов. К началу следующего года компания ожидает двойного увеличения числа своих клиентов. Однако Максим Богомолов полагает, что российские суды могут просто не справиться с увеличивающимся потоком дел по кредитам. Данную ситуацию может изменить внедрение практики электронных судов, когда и подать документы, и получить приказ суда можно будет онлайн.
Государственный орган, который будет формировать реестр коллекторских агентств и контролировать исполнение закона, формально ещё не утверждён. Однако профессиональное сообщество взыскателей убеждено, что это будет Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
«Эффективность частных взыскателей гораздо выше, чем государственных, они взыскивают 20-30 рублей из 100, а судебные приставы – всего 2 рубля. Мы готовы взять на себя часть нагрузки, которая сваливается на ФССП», – заявил президент НАПКА Алексей Саватюгин. Он отметил, что в ряде зарубежных стран коллекторы имеют право взыскивать штрафы и налоги в пользу государства. НАПКА выдвигала это предложение на государственном уровне, однако пока не получила поддержки.