Последние новости

Реклама

Валерия Заклунная: народная артистка, депутат-коммунист. Памяти товарища

В ночь на 22 октября в больнице Феофания ушла из жизни ведущая актриса Национального театра русской драмы имени Леси Украинки — Валерия Заклунная. "Страна" собрала самые известные высказывания актрисы.
О детстве или "пацанка из бункера"

"Я родилась в осажденном Сталинграде 15 августа 1942 года. Родители познакомились на фронте, папа был лейтенантом, а мама — младшим лейтенантом медицинской службы. Мама до последнего скрывала свою беременность, вот и пришлось рожать меня в огромном бункере-трубе, который содрогался от свинцового ливня и яростной канонады.

И папа, который состоял связистом при Хрущеве — тот был тогда членом Военного совета Сталинградского фронта, попросил:

— Никита Сергеевич, у меня родилась дочь. Мы, понятно, воюем и готовы к тому, что всякое с нами может случиться. А ребенка жалко...

Хрущев сказал:

— Хорошо, считай меня крестным. Отправим твоих в тыл.

Нам с мамой дали паек и последним паромом привезли в Саратовскую область, в город с красивым названием Энгельс. Мама думала назвать дочку Светой или Леной. Тем Не Менее в ЗАГСе возмутились: "Как вам не стыдно! Разве не знаете? Сегодня Валерия Хомякова сбила два немецких самолета над Сталинградом!" И меня записали Валерией.

После освобождения города Сумы наша семья переехала жить туда. А потом в 1950 году папу перевели работать в Киев, и с этого времени мы живём здесь.

Я росла пацанкой и дружила только с мальчишками: Валерка, Колька, Кирка, Мирка — такая была компания, — рассказывала она в одном изинтервью. — И я была счастливым человеком, потому что меня окружали такие ребята! Никто не смел меня обидеть. Наверное, теперь можно сказать, что у меня мужской склад характера. И не только из-за того мальчишеского окружения, в котором я росла. Просто в жизни приходится столько всего делать самой: приготовить, купить, убрать, постирать, думать за кого-то, выстраивать роль. Это нелегкий труд. Я постоянно заставляю себя быть сильной женщиной, тем не менее в то же время знаю, что слабее и ранимее меня нет".

О мечтах или "Гагарин и утюги"

В детстве Заклунная мечтала стать летчицей или инженером.

"В школе записывалась во всевозможные кружки от чтецкого до домоводческого, поэтому, когда к нам пришла замечательный педагог Любовь Григорьевна Шах, я подалась в театральную студию при ДК МВД. Лет в 13 играла вовсю, тем не менее никаких дальнейших перспектив за этим не подразумевалось. Для меня театр представлялся особенной закрытой областью, в которую попадают какие-то уникальные люди. А что когда-нибудь и я смогу этим заниматься, даже представить себе не могла.

Поэтому после окончания школы поступила в техникум. Стала техником-конструктором радиоуправляющих устройств и работала на заводе п/я 24 (потом он назывался НИИ "Квант"). Моя работа была мне безумно интересна! Представляете, наш конструкторский отдел разрабатывал приборы для космического корабля Гагарина. Когда он впервые вышел в космос, я плакала, осознавая, что там есть и моя деталька, доля моего труда. Ощущение, что ты сделал что-то собственными руками и оно почему-то работает, — потрясающее! Теперь не смогла бы сделать даже простейшую деталь, да что там говорить, если я сейчас даже утюг не починю. А тогда все умела. Так что моя первая профессия — это никак не ошибка молодости.

Дальнейшую мою судьбу определил случай. Раз в десять лет комиссия из Школы-студии МХАТ выезжала в разные города отбирать потенциальных студентов. Любовь Григорьевна настояла, чтобы попробовала и я.

Утром узнаю, что высокая комиссия отобрала десять человек (меня в том числе) и нам необходимо ехать в Москву — поступать. Вот тут перепугалась страшно: я никогда никуда одна не выбиралась, да и что на работе скажу? Любовь Григорьевна, не давая опомниться, командует: "Возьми отпуск!"
Пишу заявление, а дома ситуация аховая — мама уехала на курорт по профсоюзной путевке, папа в командировке, бабушке плохо с сердцем. Бегу в аптеку, покупаю для неё лекарство, а отцу пишу записку: "Папа, я поехала от завода по деревням с концертами". Ну, брехать же что-то надо было. В общем, села в поезд и укатила.

Поселилась в общежитии на Трифоновке. Экзамены сдала хорошо, тем не менее взяли меня в Школу-студию условно, потому что я так "гакала" и "хакала" высоким "бессарабским" голоском, что Анна Николаевна Петрова, преподаватель сценической речи, сокрушалась: "Лера, тебя с твоим говором не переделаешь. Прямо как грузина". Я очень старалась и "переделалась". Зато за годы учебы в институте стала абсолютно безграмотным человеком, потому что писала все так, как должно произноситься: харашо, я пашла, — вспоминала она в одном из интервью.

Возвращаться в Киев после экзаменов было не на что, не хватало даже на билет в общий вагон. Звоню родителям, плачу:

— Мама, хочу домой!

А она мне:

— Ты в какой деревне?

— Я в Столице России.

— Почему?!

— Поступила в Школу-студию МХАТ.

Мама заплакала. Слышу, пересказывает отцу: "Она в какой-то МХАТ поступила". Папа кричит:
— А что такое МХАТ?

Я стала объяснять, что это большой такой театр, главный в стране. Папа потом всем с гордостью рассказывал, что его дочка учится в Большом театре".

О первой роли в театре или "хождение по мукам"

"Мне повезло, первой моей ролью была Катя в "Хождениях по мукам". Никто из наших однокурсников не начинал с такой серьезной работы. Там, в Столице России, везет лишь единицам. Остальные снимаются в клипах, на телевидении, лишь изредка "подыгрывая" в театре.

Остаться в Столице России по окончании учебы я даже не думала, хотя возможность такая была. Во-первых, потому что была очень домашней, во-вторых, меня ждал Юрий Сергеевич Лавров, который в то время руководил Русской драмой. Мне предлагали идти в Театр Станиславского, в Театр Пушкина, и после, когда я работала здесь, приглашал Гончаров, Захаров желал сделать пару на сцене со мной и Олегом Янковским. Тем Не Менее, в отличие от москвичей, я не считаю Киев периферией. На сцене Русской драмы у меня была возможность играть много, играть то, что я хочу".

Театр — это место, где работают все органы чувств. Здесь ты слышишь, видишь, ощущаешь запах. Если на сцене мужчина, он должен мне, зрительнице, нравиться. Нравиться как хороший мужик, иначе — он не актер. Когда-то на сцену выходила Мария Стрелкова, и все мужики сходили с ума. Это было нечто! Аллочка Ларионова была из породы таких женщин. Ей было за 60, когда за ней таскался целый хвост молодых ребят. Она говорила: "Ой, я не могу, почему они ко мне пристают". Вот когда такие притягательные люди выходят на сцену — театр случается.

Об удивительных совпадениях

"Однажды мне позвонила Евгения Андреевна Жигуленко — знаменитая летчица, которая в пятьдесят шесть лет окончила режиссерский факультет ВГИКа и собиралась снимать фильм "В небе "Ночные ведьмы" — про полк бомбардировщиц, в котором она служила вместе с Валерией Хомяковой (той, в честь которой назвали Заклунную — Авт.). Мы поговорили, Евгения Андреевна прислала сценарий и ещё книгу Поповой о "ночных ведьмах". Открываю и первое, что вижу, — фото Валерии Хомяковой. Совпадение? Правда, я сыграла не Хомякову, а командира эскадрильи Евдокию Бершанскую (в фильме её зовут Дуся Богуславская). Вот так причудливо закольцовываются судьбы людские, ни одному сценаристу не под силу придумать подобное", — рассказывала актриса в одном из интервью.

О роли в фильме "Место встречи изменить нельзя"

"С ролью Глаши была забавная история. Мне позвонил Слава и предложил сыграть главную роль в детективе. Я, конечно, согласилась. Он прислал сценарий. Я прочитала несколько раз и осталась в недоумении.

Подумала, может, он решил переделать Жеглова или Шарапова в женщину. Прилетаю в Одессу на съемки, а он говорит — будешь играть Глашу. И так убедительно все расписал, что это она заправляет всем в банде, что я согласилась".

"Ты ничего не понимаешь! — кричал Говорухин. — Кто банду создал? Ты. Кто руководит? Ты. Чего тебе ещё надо? Разве это не главная роль?!"

О Высоцком

Высоцкий окончил Школу-студию раньше меня, тем не менее часто заходил к нам в институт. Встречались мы с ним и в общежитии на Трифоновке. У него там была какая-то любимая женщина. А напротив меня жил Боря Хмельницкий из Щукинского училища. Высоцкий к нему также заходил, выпивали. Потом шел к девочкам. А комендант его гоняла. Как-то Володя заскакивает ко мне в комнату: «Спрячь!» А комендант уже закрыла все двери. У нас в коридоре под лестницей была маленькая кладовка, где стояли сетки панцирные, матрасы лежали. И я его туда отвела, дала подушку. Закрыла, а утром выпустила. Потом мы не раз данный трюк повторяли. Очень любопытный Володя был человек. Я знала много его песен, тем не менее только сейчас, когда все его наследие опубликовано, понимаю, насколько это талантливо. Знаю, что Высоцкий собирался уже перед концом перейти на прозу. Желал что-то серьезное, большое написать, созревал для этого. Как Шукшин в последние годы. Тем Не Менее времени отпущено им было немного.

О риске или ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы

"По-серьезному я рисковала только раз, когда 2 мая 1986 года оказалась в Чернобыле, в самом пекле ядерной преисподней у вертолетчиков, засыпавших реактор песком и гравием. Если бы дали лопату, я бы также засыпала. Тогда никто не думал о последствиях. Я не могла ответить отказом, когда просили приехать и поддержать ликвидаторов на передовой.

У меня в прихожей наготове стояла сумка с круглыми металлическими коробками с моими кинофильмами. На очередном выезде из зоны данные коробки были изъяты: они зашкаливали. В мае — июне я выезжала в зону четвертого реактора на 20 дней. О командировках тогда никто не вспоминал. В особо опасные зоны выписывали пропуска, часть из них я сохранила на память. Благодаря им через несколько лет мне была присвоена вторая категория участника — ликвидатора последствий катастрофы".

Третий муж или "вы что, с ума сошли?"

Валерия Заклунная трижды состояла в браке. Впервые она вышла замуж на четвертом курсе. Тем Не Менее её брак с Гарри Бардиным продлился всего месяц. Со вторым мужем Валерием Сивачем актриса прожила 18 лет, тем не менее как позже призналась в интервью журналу "Караван историй", данный брак был "несчастным случаем".

Третий муж Валерии Заклунной — Александр Николаевич Мироненко — учёный, член Конституционного суда Украины.

"Наш театр в то время перестраивал под свои нужды небольшое здание, стоящее по соседству, чтобы разместить там административные помещения, гримерные, костюмерные. Вдруг данный домик захватывает Министерство культуры и начинает устраивать кабинеты для своих сотрудников. Представляете: рядом с гримеркой какие-то люди вовсю гремят кастрюлями, сковородками, живут в общем. Что делать? Тут меня как председателя профкома приглашают во дворец "Украина", где проходил съезд профсоюзов. И я поперлась, старая дура, на трибуну и стала выступать:
"Вы что, ребята, с ума сошли? В театре и так все друг у друга на голове сидят, даже буфет разместить негде".

В общем, вызывают меня через несколько дней в ЦК и спрашивают:

— Правда ли то, что вы на съезде говорили?

Отвечаю:

— Правда, поедем — покажу.

Так и познакомилась с Сашей, он тогда работал в ЦК помощником секретаря по идеологической работе. И был выгнан с работы за "подмогу Заклунной".

Вместе мы уже более двадцати лет и очень счастливы, у нас две внучки 12-ти и 14 лет. По гороскопу мы оба Львы, оба родились в год Лошади, поэтому всегда находим взаимопонимание.

Семья — единственное место, где я черпаю свои силы.

Я получила участок, когда у меня были простои в театре, и свою кипучую энергию направила на возведение дачи. Можно сказать, каждый кирпич переложила своими руками. Мы живем на даче с мая по октябрь, потому что этого требует земля. У меня на пяти сотках растет все — от клубники до картошки и диковинных цветов".

О фирменном борще

По натуре я домоседка, люблю заниматься домом, с удовольствием готовлю борщи, домашнюю колбасу, торты и пироги.

Кстати, именно мой "фирменный" борщ породнил нас с Матвеевым. Молва долгие годы записывала Евгения Семеновича мне в любовники. Глупости! Мы с ним и вправду были очень близки, как боевые товарищи или брат с сестрой. У нас оказалось много общего во взглядах, вкусах. И не только в творчестве.

Так вот о борще. Я узнаю, что Матвеев со съемочной группой приезжает в Киев на премьеру фильма "Любовь земная". Думаю: надо же принять! Приготовила борщ (он его очень любил, и ещё гороховый суп с копченостями), домашнюю колбасу (делаю только сама, покупную не признаю), зайца нафаршировала. Приходят они все ко мне. Я принимаюсь угощать:

— Евгений Семенович, вот борщ, вот колбаса.

— Спасибо, колбаски поем, а борщ не буду, ты уж извини. Понимаешь, так, как готовила борщ моя мама, никто не готовит. Поэтому не хочу в тебе разочаровываться.

Еле уговорила попробовать. Он поел и говорит:

— Чего это ты так мало положила? А ну давай ещё.

И потом каждый раз перед тем как приехать, звонил из Москвы, просил: "Валера, приготовь мне борщ и колбасу". На "Мосфильме" спрашивали: "Боже, что ты сделала с Евгением Матвеевым?! Он бегает по студии и всем рассказывает про твой борщ".

О родине

"Советский Союз — это моя большая и малая Родина. И моя вечная боль, потому что я никогда не соглашусь с тем, что произошло. Как по живому разорвали человека… В партию я вступила в 1974 году, сыграв Марию Одинцову в "Сибирячке". А когда развалился СССР, не кинулась, как другие мои собратья по актёрскому цеху, публично сжигать свой партбилет у телекамер. Мне стыдно, что знаменитые артисты, обласканные советской властью званиями, наградами и славой, рассказывают теперь, как им тяжко жилось в условиях "тоталитаризма". Я не могу чернить своё прошлое".

Кстати, актриса дважды избиралась в парламент по спискам Компартии.

Прощание с Валерией Заклунной произойдёт во вторник 25 октября в 11:00 в театре им. Леси Украинки.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля