4 января 2017
главный раввин России Берл Лазар дал развернутое интервью агентству «Интерфакс»,
в ходе которого высказал ряд, как минимум, провокационных суждений (отметим,
что данное интервью специально приурочено к столетию Великого Октября, и как бы
задает тон обсуждению этого события).
В
частности, Лазар заявил, что для него советская
эпоха «мрачное время», когда большевики «шли к своей цели через насилие,
достигшее апогея при Сталине».
В
качестве одного основных упрёков в адрес советской власти, помимо насилия,
Лазар выдвинул «ограничения для верующих» и идею «человекобожия».
При
этом, по мнению Лазара «все то хорошее, о чем говорят, вспоминая СССР,
существовало не благодаря, а скорее вопреки режиму».
В
числе достижений советской эпохи Лазар выделил победу над нацизмом и «создание
единой гражданской нации», которое, как считает главный раввин, не было
доведено до конца и должно продолжиться сейчас, а также создание качественных
систем образования и здравоохранения.
На
основании своего неприятия советского строя Лазар вновь вбрасывает в общество
провокационные идеи.
«Тело
Ленина должно быть предано земле, а могилы с кладбища у Кремлевской стены -
перенесены на другие кладбища. В том, что это требуется сделать, сходятся
представители всех вероисповеданий», - утверждает иудейский религиозный
деятель.
Что
тут можно сказать? Сначала обратимся к сути того, о чем сообщил Берл Лазар.
Прежде
всего, напрасно он апеллирует к позиции «представителей всех вероисповеданий».
Дело в том, что, ещё будучи митрополитом, Патриарх Московский Кирилл недвусмысленно высказался на эту
тему, заявив в интервью газете «Труд»: «Тема перезахоронения тела Ленина, время
от времени поднимаемая различными политическими силами, для христианина не
имеет, на мой взгляд, принципиального характера. Давайте предадим разрешение этого вопроса времени и не будем вносить
дополнительной смуты в сознание народа" (http://www.apn.ru/index.php?newsid=8118).
Сторонники
позиции Лазара могут сослаться на то, что это – частное мнение одного из иерархов
РПЦ, и привести мнения других иерархов. Но в 2011 году РПЦ сформулировала
свою официальную позицию по этому поводу, которая в краткой форме звучит так:
«Обсуждая тему захоронения, требуется
учитывать мнения разных слоев общества и не делать ничего, что породило бы в
нем разделения и распри» (http://www.spb.kp.ru/daily/25691/894758/).
Получается,
что, выдавая желаемое за действительное, Берл Лазар активно порождает в нашем обществе разделения и распри и вносит смуту в
сознание народа, причем именно в тот промежуток времени, когда даже президент Путин
призывает к «примирению и единению общества».
Зачем
же это уважаемому Берлу Лазару? Вопрос очень непростой, особенно если вдуматься
в то, что, предлагая перезахоронить Ленина, он идёт дальше и ведет речь о
разрушении могил советских героев всех национальностей у Кремлевской стены,
включая могилу «русского человека грузинской национальности» И.В. Сталина.
Да,
мы помним, что в советскую эпоху какое-то время под влиянием троцкистов
и вправду происходило преследование верующих. Об этом, признавая данный факт, неоднократно
говорил лидер КПРФ Г.А. Зюганов.
«Должен
сказать, что одной из самых серьезных ошибок моих предшественников было то, что
они поссорились с Церковью», - раз за разом формулирует Председатель ЦК КПРФ
позицию партии Ленина-Сталина.
Более
того, как мы знаем, именно порицаемый
главным раввином России Сталин в значительной степени прекратил преследование
верующих в СССР.
Вспомним
известные исторические факты, приведенные в статье С.И. Васильцова и С.П.
Обухова «XX Съезд КПСС и русский вопрос в России» (https://kprf.ru/pravda/issues/2006/17/article-10822/).
В
этой статье они отмечают как одно из достижений Сталина «прекращение гонений на
Православную церковь и начало всё более тесного сотрудничества государства с
ней. В этом ряду решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 года, отменившее
как указание от 1 мая 1919 года «О борьбе с попами и религией», так и «все
соответствующие инструкции ОГПУ—НКВД, касающиеся преследования служителей церкви
и православноверующих».
Здесь
же знаменитая встреча И.В. Сталина в правительстве России с Патриаршим Местоблюстителем
митрополитом Сергием 4 сентября 1939 года, после которой был созван
Архиерейский собор РПЦ, избравший Патриарха.
В
этом ряду и организация в 1945 году в Москве «почти Вселенского собора», как
определил его митрополит Вениамин (Федченков), в Гражданскую войну бывший
епископом «армии и флота» у Деникина.
Митрополит
так писал по поводу этого события: «Невольно напрашивалась мысль: не перенес ли
Глава Церкви, Господь Иисус Христос, центр её в Москву?.. Подобное собрание
всей Церкви теперь могло быть лишь в белокаменной Москве». Придание Русской
православной церкви Вселенского статуса было одним из ключевых элементов
сталинского «русского проекта». Летом 1946 года было проведено самое
представительное — Московское совещание глав автокефальных православных церквей
мира, в котором участвовали делегации 11 из 13 церквей. Естественно, такое
развитие событий вызывало бешеное сопротивление США
<…>
Всё это было неотделимо от имени и дел
Сталина, было слито воедино и отковано в его национальный проект, который,
кроме всего прочего, призван был очистить общество от идеологических последствий
троцкизма. Включая одно из самых тяжких из них - это требование, вопреки духу и
букве марксизма, вечного покаяния русских за грехи интернационального класса
эксплуататоров времен царизма и поражения русского народа (из которого в массе
своей состоял советский рабочий класс) в реальных правах в пользу других, всё
ещё преимущественно мелкобуржуазных, национальностей страны».
Нельзя обвинить
Сталина и в шовинизме, включая антисемитизм. Как известно, в 1931 году,
отвечая на запрос Еврейского телеграфного агентства, Сталин писал:
«Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических
нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма
расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм
выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара
трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая
их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как
последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми
врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как
явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по
законам СССР смертной казнью» (http://via-midgard.info/news/in_russia/11069-stalin-i-antisemitizm.html)
.
Перечитывая
приведенные выше фрагменты текстов и вспоминая роль, которую Иосиф
Виссарионович как руководитель СССР сыграл в создании государства Израиль,
невольно спрашиваешь себя: так что же столь
сильно не устраивает Берла Лазара в Сталине и в советской эпохе?
Насилие?
Но массовое насилие в XX веке применяли все державы и страны мира, - большие
и маленькие!
Что
же до «мрачности советской эпохи», якобы вопреки которой были достигнуты
великие свершения, то в 2015 году Патриарх Кирилл, которого главный раввин Берл
Лазар фактически призывает в союзники, отметил: «Не было бы сегодня современной
России, если бы не было подвига предшествующих поколений, какие в 20–30-е
годы не просто пахали землю, хотя и это было важно, создавали промышленность,
науку, оборонную мощь страны» (http://www.ng.ru/faith/2016-05-26/2_patriarh.html).
Более того, тогда же Святейший заявил: «А в советское время? <…> А было нечто такое, что это время
породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную
философию жизни? Было — солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего
народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, какие на целину
ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство
локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность»
(http://ebrk.livejournal.com/20041.html).
А
известный в православном мире епископ Егорьевский Тихон так характеризует
«мрачную» советскую эпоху: «Это было время необычайного воодушевления,
романтики, небывалого духовного напора» (https://newsland.com/community/politic/content/arkhimandrit-tikhon-shevkunov-sovetskii-period-vremia-nebyvalogo-dukhovnogo-napora/1860070).
Получается,
что иерархи РПЦ, признавая задачу преследования верующих, считают советское
время, прежде всего, светлым, а для
Берла Лазара, оно, прежде всего, мрачное.
Причем
до того мрачное, что он идёт против не
только желающего примирения большинства русского и других народов России, но и
против позиции президента Путина.
В
своем недавнем Послании Федеральному Собранию, Путин, в частности, заявил: «Наступающий,
2017 год – год столетия Февральской и Октябрьской революций. Это весомый повод
ещё раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Это наша
общая история, и относиться к ней требуется с уважением. Об этом писал и выдающийся
русский, советский философ Алексей Фёдорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый
путь нашей страны, – писал он, – мы знаем томительные годы борьбы, недостатка,
страданий, но для сына своей Родины всё это своё, неотъемлемое, родное».
Уверен,
что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины, и
уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления
общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось
сегодня достичь.
Недопустимо
тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в
собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, какие
коснулись в реальных условиях каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни
оказались тогда наши предки. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ,
и Россия у нас одна» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379).
Не
оценивая сейчас и здесь классовую сущность заявлений и действий Путина,
отметим, что позиция главного раввина России Берла Лазара прямо противоречит
сформулированной Президентом установке.
Наоборот,
эта позиция способна вызвать в народе России крайнее раздражение и объективно
работает на возникновение опаснейшего социального раскола.
Вновь
зададим вопрос: зачем Берлу Лазару так явно противоречить большинству народа
России и её высшей власти, выступая, по сути дела, на стороне тех сил, которым
не удалось добиться победы Хиллари Клинтон на выборах Президента США, и
какие, ненавидя Советскую социалистическую революцию, ещё надеются на
либеральный «майдан» в РФ?
И
не являются ли высказывания главного раввина водой на мельницу тех российских
олигархов, какие, помимо своей тесной связи с финансовыми структурами
«однополярного» мира, крепко вцепились в свои капиталы и классово ненавидят
слово «справедливость», а также слова «Великий Октябрь» и «Ленин»?
Ведь
даже Патриарх Кирилл, не слишком позитивно относящийся к Великой Революции, говоря о ней, отмечал: «Но возникает вопрос:
а что-то хорошее было? Мы ответили: было стремление людей к справедливости.
Если бы этого стремления не было, то никакая бы пропаганда не сработала» (http://ebrk.livejournal.com/20041.html).
Очень
серьезные вопросы возникают к уважаемому Берлу Лазару, учитывая значимость и
вес иудаизма и иудейских организаций в России.
Будет
очень печально, если иудейское движение в России вместо собственно религиозной
работы вступит на политическую дорогу антисоветизма и отрицания «красного
проекта» - императива социальной справедливости, без принятия которого в
качестве основы государственной политики нас ждут тяжкие потрясения.
Страшно
себе представить, что случится, если кто-то попробует осквернить могилы Ленина
и Сталина, и замарать черной краской Великий Октябрь, а также дух и свершения
сталинской, советской эпохи (и все это в 2017 году!).
Ещё
раз повторим, что такое развитие событий крайне выгодно внешним силам, желающим
развалить Россию извне, и их пособникам – «упырям»-олигархам.
И,
наоборот, оно крайне вредно и опасно для народов России, включая еврейский
народ, внесший, кстати, существенный вклад в дело Красной Революции и
строительства советского государства (странно и то, что Берл Лазар «забыл» про
факты борьбы Советской власти против дискриминации иудеев (а также
представителей любых других конфессий и наций) и активнейшего внедрения ею в
народное сознание идеи дружбы народов).
Понимает
ли это главный раввин России Берл Лазар?
Так или иначе,
уверен, что его позиция не разделяется подавляющим большинством иудеев России,
да и всего мира.
По материалам сайта КПРФ