После марта 2014 года история России сделала крутой поворот. Крым стал тем камешком, споткнувшись о который наша страна как бы очнулась от тяжелого морока, который она сама на себя добровольно натянула с первых лет ещё советской перестройки, передаёт «Крымское Эхо».
Все данные годы нас убеждали: все прежние кумиры — подлецы и чинодралы, в прошлом нашей страны нет ни одного светлого пятна, мы тупые и ленивые… Убеждали так, что мы сами едва в это не поверили. Нет, я не утверждаю, что возвращение к самоуважению началось с Крыма: оно шло по своим законам, но подспудно, неярко — его проводники отчаялись достучаться до сердец и разума большинства.
Но сейчас наконец дошло до этого самого большинства: подрыв страны изнутри враг начинает с искажения истории. А мы, утонув в бытовых проблемах, коих на нас в данные годы свалилось немеряно, махнули на наше коллективное прожитое рукой: до истинного ли лица Ивана Грозного, коль дети голодные плачут, а очередь в поликлинику такая, что не пробиться?
Григорий Иоффе, Виктор Харабуга, Владимир Курьянов
Как оказалось, история из прошлого таки стреляет пушками в наше будущее. Стреляет тогда, когда люди забывают то, что было наработано их предками. Может, «Бессмертный полк» — это как раз и есть такой подсознательный ответ нашей забывчивости? Пока робкий, несмотря на массовость — смелым он станет тогда, когда массами овладеет страстное желание знать и понимать историю Родины.
Знакомство с историей как наукой начинается в школе. Родители знают, чему учили наших детей в украинской школе, что там было написано в её учебниках. Ещё бы лет десять — ушли бы окончательно советские учителя, на своем бесстрашии вытянувшие нынешнее поколение молодежи, которое доросло до участия в референдуме.
По словам Константина Аликина, заместителя министра образования, науки и молодежи Республики Крым, за 23 украинских года прошёл полный курс по формированию мировоззрения: то есть человек родился, вырос, получил высшее образование, читая искореженные политиками учебники. Чему нашу молодежь там учили, понятно.
А ведь история — это наука, которая лежит в основе мировосприятия, устойчивой системы знаний, это наука, которая формирует гражданина, эту мысль не раз повторил Владимир Курьянов, проректор КФУ. «Почему надо мазать черной краской, скажем, Ивана Грозного? — спрашивает доктор химических наук, хорошо понимающий, чем заканчиваются такие игры с историей. — Со Средних веков Запад нам навязывает идеологию вины перед миром — тот Запад, который мылся раз в год, когда русский крестьянин уже понимал, что такое гигиена и у каждой избы ставил баньку».
Но вот простой вопрос: а нынешнее преподавание истории в крымских вузах формирует активного гражданина? Ещё проще спрошу: спустя три года есть ли хотя бы абзац в школьных и вузовских учебниках о Крымской весне?
На данные вопросы искали ответ на своем заседании члены комиссии Общественной палаты Крыма по вопросам образования и науки, делам молодежи и спорта и преподаватели крымских вузов, входящих в КФУ. Тему встречи обозначили как «Патриотическое воспитание студентов вузов в процессе преподавания истории России».
Глава ОП Григорий Иоффе уже не первый раз говорит об этом самом «абзаце» — и на этом заседании он рассказал о том, как он пытался продвигать эту идею ещё при старом министре образования РФ. Сейчас министр новый, самое время продолжить настаивать на воплощении в жизнь правильной идеи. Но время и показать на практике, как это можно сделать — на крымском примере.
Из тех, кто присутствовал на совещании, кто выступил, не нашлось ни одного, кто бы хоть как-то возражал. А присутствовали и выступали известные не только на полуострове учёные-историки: Борис Филимонов, Олег Романько, Андрей Ишин, Виктор Афанасьев. Алексей Попов, Владимир Лукаш, Жанна Соколова, Александр Шевцов…
Очень интересным оказалось выступление доцента кафедры истории России Татьяны Гогунской: она в цифрах и фактах показала, какой уровень знаний сейчас приносят выпускники средних школ по предмету; как следует исправлять испорченное и как можно на выходе получать человека с сформированной картиной мира. «Наша молодежь не потеряна», — таков был её вывод.
Такие ответы дали студенты
Надо сказать, что наши учёные-историки уже многое сделали: главное, они объединили свои силы в рамках федерального университета, то есть в каждом вузе, входящем в КФУ, действует одна кафедра истории России. И разработали свое методическое пособие, избавленное от идеологического флера последних лет.
Но, как говорит организатор встречи доцент Виктор Харабуга, «пережитки той идеологии до сих пор остаются». Как от них избавиться? На это встрече в ОП был предложен ряд мер по исправлению ситуации. И, судя по состоявшемуся разговору, процесс, как говорил один советский деятель, пошел.
Будем ждать его результатов…