| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Поцелуй как важный знак выражения эмоций так прочно вошел в различные человеческие ритуалы, что с некоторого времени на всей планете 6 июля ежегодно отмечается Всемирный день поцелуя. Более того, некоторые учёные решили повнимательнее присмотреться к этому ритуалу, создав новую науку — филематологию, дисциплину, изучающую фундаментальные физиологические и психологические особенности поцелуя, сообщает издание «РИА Крым».
В частности, изучаются «микробные пейзажи» людей, не состоящих в близких отношениях и, напротив, активно целующихся на протяжении минут, часов и даже дней. Микробный пейзаж — это понятие, характеризующее особенности ассоциации микроорганизмов при их взаимодействии друг с другом и окружающей средой. Выяснено, что у каждого человека есть свой «микробный пейзаж», который имеет различный состав в зависимости от месторасположения на теле.
Здесь для учёных особенно интересен процесс поцелуя, поскольку задействуется самая густонаселенная с точки зрения распределения микробной флоры область. Ведь в полости рта находится больше различных видов бактерий, чем в остальных отделах желудочно-кишечного тракта, и это количество, по данным разных авторов, составляет от 160 до 300 видов! Получается, что с точки зрения микробной заселенности рот — самое грязное место человеческого тела.
Во время глубокого поцелуя происходит активный обмен микроорганизмами: всего за 10 секунд инициируется обмен 80 миллионами бактерий. А если лобзания регулярны, то в результате микробных «разборок» устанавливается равновесие — сходство микробного пейзажа у обоих влюбленных. Но для такого микробного сходства, как подсчитали учёные, требуется предаваться глубокому поцелую не реже девяти раз в день.
Кто же подвергается гонениям или, наоборот, завоевывает все большее пространство в результате длительных поцелуев? Экосистема полости рта очень сложна, она состоит из местных микроорганизмов, имеющих «постоянную прописку» (аутохтонная микрофлора), и «понаехавших» из разных уголков человеческого тела (аллохтонная микрофлора).
Это бактерии (спирохеты, риккетсии, кокки и другие), грибы (среди них актиномицеты), простейшие и вирусы. Каждый занимается своим делом: кто-то участвует в переваривании пищи, кто-то помогает иммунитету, сражаясь с патогенной флорой, кто-то, наоборот, вредит, вызывая стоматологические заболевания.
По данным разных авторов, содержание бактерий в ротовой жидкости колеблется от 43 миллионов до 5,5 миллиарда в одном миллилитре. Микробная концентрация в бляшках зубного налета и десневых бороздках (углубление между краем десны и поверхностью зуба) ещё в 100 раз выше. Это примерно 200 миллиардов микробных клеток в одном грамме пробы! Тут можно найти и «местные» микроорганизмы, и микробы-«регионалы», причем разные виды, какие, как и в природных экосистемах, предпочитают жить в определенных закоулках ротовой полости.
Как известно, между бактерий во рту преобладают стрептококки — это 30-60% всей микрофлоры. Так вот, свою «географическую специализацию» имеет Streptococcus mitior (или Streptococcus mitis) — он облюбовал эпителий щек, Streptococcus salivarius любит жить на сосочках языка, а Streptococcus mutans располагается обычно на поверхности зубов. Найти для микробиолога «мутанса» на щеках — это то же самое, что встретить утконоса в Балтийском море.
Также, во рту прекрасно себя чувствуют спирохеты — бактерии с длинными тонкими спирально закрученными клетками.
Спирохеты заселяют ротовую полость с момента прорезывания временных зубов у ребенка и с того времени становятся постоянными её обитателями. Поскольку спирохеты являются очень подвижными бактериями, они очень оживляют «микробный пейзаж», совершая сгибательные, вращательные, прямолинейные и сокращательные движения.
Вездесущие грибы также на практике всегда присутствуют в полости рта здорового человека. Обычно это актиномицеты — или, как их называли раньше, «лучистые грибки». Внешне они сходны с нитевидными грибами: состоят из тонких ветвящихся гифов, какие, переплетаясь, образуют видимый глазом мицелий.
Поскольку же выглядит поцелуй через микроскоп? Можно представить себе миллиарды нитевидных образований, изгибающихся спирохет и других бактерий, какие перемещаются из одного организма в другой, образуя по ходу новые оазисы жизни. Но думать об этом во время упоительного поцелуя не стоит. Даже микробиологам. |