| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | «Крымская газета» выясняла, что мешает российской трансплантологии и какие законы действуют в этой области, сообщает издание «Крымская газета».
Количество операций по пересадке органов в России в несколько раз меньше, чем в среднем в мире. А число людей, нуждающихся в трансплантации органов, всегда превышает количество потенциальных доноров. Врачи уверяют, что в нашей стране эта проблема стоит особенно остро и её решение в очень далёком будущем.
Регистр без почек
Отношение большинства россиян к посмертному донорству в основном негативное. Говорят, что причина кроется в несовершенстве наших законов. Правда, с 2015 года существует законопроект
«О донорстве органов человека и их трансплантации», подготовленный Минздравом, однако он до сих пор не рассмотрен Госдумой РФ. Данный документ должен отчасти восполнить пробелы в законодательстве. Например, он содержит положения об организации федерального регистра потенциальных доноров, создание общероссийского регистра реципиентов – в этот день медики располагают только региональными листами ожидания. Впрочем, по мнению специалистов, законопроект содержит и нормы, какие не столько облегчат, сколько усложнят положение пациентов, нуждающихся в трансплантации. Таким образом, в список органов, разрешённых для изъятия, опять не включена почка, а именно её пересадка показана огромному количеству больных.
Право на согласие
Законодательство РФ в отношении донорства основано на презумпции согласия. Это означает, что любой скончавшийся гражданин является кандидатом в доноры. И у каждого россиянина есть право сообщить о своём желании или нежелании отдать на пользу людям свои органы и ткани после смерти. Это заявление может быть устным (в присутствии двух свидетелей) или письменным, заверенным нотариусом или главврачом больницы. Однако пока в стране не создан федеральный регистр заявлений, эту систему сложно назвать эффективной.
В этот день по закону родственники покойного при отсутствии его прижизненного согласия имеют право не согласиться с изъятием органов с целью трансплантации. А врач должен сообщить людям о смерти или предсмертном состоянии близкого, однако беседу о возможности посмертного донорства он проводить не обязан. Ясно, что безутешные родные не будут сами поднимать данный вопрос – не до него. К тому же родственники могут иметь разные взгляды на посмертное донорство, а закон не уточняет, мнение кого из них должно быть решающим для врача.
В законе прописано чётко: органы могут быть изъяты только в том случае, если у человека констатирована смерть мозга или биологическая смерть, то есть остановка дыхания и сердцебиения. Однако смерть мозга не всегда означает прекращение всех функций организма: в реанимации сердцебиение и дыхание можно поддерживать с помощью аппаратуры несколько дней, а то и лет. Для диагностики смерти мозга должен собраться специальный консилиум, а решение о смерти в данном случае не может быть принято раньше чем через 6 часов наблюдений за пациентом.
Однако многие трансплантологи утверждают, что и эта часть законодательства несовершенна. Например, для больных, которым вводили седативные (снотворные) препараты, процедура диагностики смерти мозга должна быть отложена минимум на 20 часов. По мнению врачей, за это время в организме начинаются процессы распада и к моменту принятия решения о возможности изъятия органы уже становятся непригодными для пересадки.
Для больших и маленьких
Российское законодательство предполагает возможность и прижизненного донорства, однако родственного. Можно пересадить органы или ткани ребёнку, родному брату или сестре, одному из родителей, однако только не мужу или жене.
Правда, есть и исключение – донорство костного мозга, вот им можно поделиться с любым человеком, которому «материал» подойдёт по тканевой совместимости. В этот день существует общероссийская база данных доноров костного мозга. А чтобы зарегистрироваться в ней, достаточно сдать анализ крови на типирование.
А вот маленькие россияне, нуждавшиеся в пересадке донорских органов, ещё совсем недавно могли рассчитывать лишь на помощь зарубежных клиник. Нет, изъятие органов у умерших детей не было запрещено, однако в реальных условиях не осуществлялось – процедура диагностики смерти мозга у таких пациентов не была законодательно регламентирована. Правда, в 2015 году это упущение было исправлено, и врачи получили возможность изымать органы пациентов, умерших в возрасте от года до 18 лет, чтобы помочь больным, однако ещё живым детям. Разумеется, эти процедуры можно проводить только с письменно оформленного согласия родителей покойного.
Категорически нельзя
Платное донорство органов в России полностью запрещено и карается уголовно, как и донорство при некоторых видах заболеваний. Таким образом, граждане, инфицированные вирусом иммунодефицита человека, не имеют права становиться донорами. Данный запрет распространяется и на больных вирусными гепатитами B и C, а также на пациентов со злокачественными новообразованиями.
Запрещено и изъятие органов у людей, которых не удалось опознать после смерти. Причины запрета не связаны ни с медицинскими, ни с морально-этическими соображениями. Это некий юридический казус: по закону донорами могут становиться только россияне, а определить гражданство человека, который скончался неопознанным, не представляется возможным.
|