В прошлое воскресенье представители строительной отрасли отметили свой профессиональный праздник. Нет сомнений в том, что профессии, связанные со строительством, одни из самых почётных и благородных. Мы поговорили с Лидией Мозговой о строительстве, любви и призвании всей жизни, передаёт «Крымская газета».
Начиная с оттепели
6 сентября 1955 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя». Уже через год строители впервые отметили свой профессиональный праздник. Вскоре после этого Лидия Мозгова пошла учиться на строителя.
– Училась в строительном училище на ул. Самокиша в Симферополе. Поступила в 1959 году, мы были первым набором. Я воспитывалась в детдоме, поэтому меня сразу приняли и общежитие дали. Через два года закончила, и меня сразу направили в Джанкой, – рассказывает Лидия.
Говорит, что сначала не хотела оставаться в Джанкое. Даже с подружкой сбежали оттуда, украли свои трудовые и поехали в Симферополь. Но девушкам необходимо было три года отработать после выпуска. Поэтому их вернули назад и прописали там.
– Сначала работала в СУ 5 (строительное управление. – Ред.), потом в СУ 20 перешла. В СУ 5 вышла замуж, нам дали комнату, и так и пошло – дошло до своей квартиры. Потом переехали в Симферополь. Муж учился в строительном техникуме в Николаеве. Когда он его окончил, то его сестра переехала в Симферополь и нас перетянула. Я мечтала вернуться в Симферополь, мне очень нравится этот город, – признаётся наша героиня.
Построили свою любовь
Муж Лидии, Георгий, был специалистом на стройке, работал прорабом и готовил ежемесячные отчёты. По её словам, даже если что-то из материалов на стройке пропадало, отчёты мужа всегда были в порядке. Поэтому к нему всегда обращались за советом другие специалисты.
– С ним мы познакомилась на стройке. Он приехал из Белоруссии к сестре, и мы в СУ 5 вместе работали. Он всегда, когда руку ранил, приходил ко мне забинтовывать рану. Год повстречались и поженились. Нас было три подруги, и все три осенью вышли замуж. Но очень рано он ушёл, в 43 года. Работа нервная – прорабом. Два инфаркта на ногах перенёс, а третий не выдержал. Не дожил он до нашей собственной квартиры в Симферополе. И сами её строили – блочный девятиэтажный дом на Ракетной, – отмечает Лидия.
За данные 40 с лишним лет бригады, в которых работала Лидия, в основном строили жилые дома. Также в её послужном списке детские сады, школы. Делала ремонт в мединституте. Побывала даже в Чернобыле.
– Тогда ездили пять человек – двое мужчины и три женщины. Правда, мужчины уже умерли. Строили там дома в зоне отчуждения, – вспоминает Лидия Мозгова. – Моя работа заключалась в шпаклёвке. Делали потолки, откосы. В Джанкое когда строили, у нас оценки никогда не были ниже четвёрки. Приезжала комиссия из Симферополя, хвалила нас всегда: «О! Вы даже лучше, чем в Симферополе, строитесь». Хорошее качество было. Обычно на один дом уходило около года.
Трудиться и зарабатывать
Рабочее время у строителей во все времена распределялось примерно одинаково. Сначала работа, потом подработки. На их отсутствие строители не жаловались никогда.
– К 8 приходили на работу. Попробуй опоздай – ругают. С двенадцати до часу обед, и до пяти работали. После пяти ещё и на калым ходили. Работали так до десяти, до двенадцати ночи. Но мне нравилась работа строительная. Стоишь, мечтаешь. На откосах работала чаще всего, на отделке. Была и тяжёлая работа. Когда сопловали стены, необходимо было таскать тяжёлый шланг, по которому подавался раствор, – рассказывает наша собеседница.
По её словам, подход к строительству в разные эпохи не менялся. И в 60-е, и в 90-е работы хватало. Тогда строители хорошо зарабатывали. Сначала получали по 150 рублей, потом по 250 и 300 рублей в месяц выходило. Когда Лидия работала при мединституте, удавалось заработать и по 600 рублей.
Также в строительных управлениях было заведено передавать свой опыт молодым. Когда на стройку приходили студенты, каждого прикрепляли к мастеру. После техникумов и училищ студенты выходили с третьим разрядом, а дальше, года через два обучения «в полях», пересдавали на разряды выше.
– Не помню, чтобы когда-то ругалась на работе. Много шутили. И сейчас часто собираемся с девчонками. На День строителя обязательно вместе собираемся. От пьянок мы далеки. Как-то я всегда попадала в такие хорошие бригады, непьющие. Все говорят, что строители пьяницы, а вот уже 75 лет, и всё в порядке, – говорит Лидия.
Единственное, о чём сейчас жалеет Лидия Мозгова – о пропавших девяти годах стажа. В какой-то момент на работе не делали пенсионные отчисления. Официально у неё вышло 37 лет стажа, а так было бы больше.