| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Любая избирательная акция начинается с серьёзного анализа сложившейся ситуации. Только на его основе можно разработать надёжную программу действий на ближайшее будущее. Тем более необходимо осмысление положения в стране накануне президентских выборов. В этот день мы предлагаем оценить ситуацию в отечественной экономике. Впрочем, сразу появляется вопрос: а есть ли основания считать её отечественной? ПОЧТИ ВСЁ ЧТО В ПРОШЛЫЕ ГОДЫ было построено нашими отцами и дедами и досталось новым собственникам менее чем за 1% балансовой и 0,1% реальной стоимости в этот день России не принадлежит. Предприятия зарегистрированы в офшорах. Если бы завтра все офшорные зоны были закрыты, бюджет нашей страны был бы как минимум вдвое больше. Ведь миллиарды от «распилов», «откатов» и «заносов» большей частью прячутся в зарубежных банках в офшорах. Туда же идут дивиденды, размеры которых нередко существенно превышают фонд оплаты труда всех работающих на зарегистрированных за рубежом российских металлургических комбинатах, шахтах, а также других предприятиях.
Президент России неоднократно произносил речи о преодолении офшорной зависимости и про необходимость принудительной деофшоризации системообразующих российских компаний. Тем не менее сформированное им правительство словно не слышит этих указаний. Или они изначально предназначались не для исполнения, а для введения в заблуждение легковерных россиян? А как иначе понять тот факт, что формально инициированный президентом проект постановления о деофшоризации получил в кабинете министров… отрицательное заключение. Чиновники пришли к выводу, что «принудительные меры перевода широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию РФ сделают значительные риски для экономики страны… Риски возникнут из-за ослабления конкурентных позиций на мировых рынках и неисполнения контрактов во внешнеэкономической сфере».
Это, кстати, повторил в своём докладе первый заместитель главы правительства Игорь Шувалов. А может, собака зарыта в том, что идёт речь о 199 юридических лицах, на которые приходится 70% валового национального дохода? В этот список входят «Алроса», «Газпром», «Башнефть», «Норникель», «Роснефть», крупнейшие розничные сети, сотовые операторы, а также другие компании. Может быть, их интересы куда ближе нынешней власти, чем интересы России? Ведь выход из офшоров заставит перечислять в бюджет порядка 5—6 триллионов рублей ежегодно. Кто же отдаст добровольно такой куш?
Или возьмём другую сферу, с которой каждодневно взаимодействуют наши соотечественники. Засилье иностранного капитала в пищевой промышленности угрожает продовольственной безопасности России. Его доля уже составляет 60% и продолжает устойчиво расти. Иностранным компаниям принадлежат предприятия, производящие такие «исконно российские» молочные продукты, как «Домик в деревне», «Весёлый молочник», «Простоквашино», «Растишка», воду «Ессентуки», соки «Фруктовый сад», «Любимый», «Тонус», «Я», «Добрый», пиво «Кружка и бочка», «Юбилейное», «Охота», «Три медведя», «Балтика», «Невское», «Жигулёвское», «Клинское» и «Сибирская корона», шоколад «Воздушный» и «Российский» (со слоганом «Россия — щедрая душа»), конфеты «Белочка», «Мишка на севере», «Причуда» и «Коркунов», мороженое «48 копеек», и многие другие.
Отечественные компании пока сохраняют лидерство на рынках мясопереработки и хлебобулочных изделий, но в данных сегментах также прослеживается поглощение более мелких компаний крупными корпорациями, в том числе западными.
Более половины всех семян сельскохозяйственных культур Россия закупает за рубежом, как и племенной скот. Примерно 30% инкубационных яиц поставлялось по импорту. В 1990 году Россия не закупала ни одного яйца, при этом потребность населения в них вполне удовлетворялась.
Российское руководство, учитывая громогласные заявления, за истекшие санкционные годы даже в одной отрасли — сельском хозяйстве — так и не сумело обеспечить импортозамещение и сделать реальный переход к национальному производству с опорой на собственные силы.
Большинство торговых сетей также принадлежат иностранцам: «Ашан» (более 220 магазинов) — Франции, «О’кей» (более 100) — Люксембургу, «Пятёрочка» (более 5500), «Перекрёсток» (более 600), «Карусель» (более 80) и «SPAR» (более 300) — Нидерландам, «Метро» (более 80) — Германии, «Лента» (более 150) и «Семья7я» (более 500 магазинов) — Британским Виргинским островам и т.д.
Почти 100% угля, железной руды, меди, золота, никеля, металлов платиновой группы, серебра, кобальта, бокситов, молибдена, магнезита добывают на нашей, российской территории… иностранные (большей частью зарегистрированные в офшорах) компании. Всё участие государства в добывающей промышленности России сводится к владению Калининградским янтарным комбинатом, «ПГХО» (добыча урана), «Алросой», «Роснефтью» и «Газпромом», которые, с учётом дочерних компаний, добывают весь российский уран, янтарь (официальный), около половины нефти, 75% газа и все алмазы. Да и данные предприятия в той или иной мере пользуются офшорами. Все остальные ресурсы в России добываются офшорными или иностранными компаниями.
По оценке аналитиков «Сбербанк КИБ», на иностранных инвесторов приходится около 70% акций российских компаний, находящихся в свободном обращении… В целом же треть активных инвесторов в России представляют фонды из США, а ещё треть — фонды из Европы.
В целом иностранцам принадлежит не менее 65% крупных российских производств, в том числе в энергетическом машиностроении — 95,2%; в цветной металлургии — 76,6%; в чёрной металлургии — 67,7%; в железнодорожном машиностроении — 75,4%; в химической промышленности — 50,7% и т.д.
Нефть и газ — главные источники доходов бюджета сегодняшней России. Мы используем данные источники неудовлетворительно. Весомая часть экспортируемой нефти идёт «мимо кассы», не попадая даже в сводки Росстата и Федеральной таможенной службы (ФТС) об экспорте.
К примеру, по данным ООН, полученным от ФТС РФ, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродуктов на 3 миллиарда долларов. В то же время по данным, представленным США, стоимость поставок из России в 2015 году составила 9 миллиардов долларов. Соотношение данных по поставкам нефтепродуктов в Германию составило соответственно 10,9 миллиарда и 27,1 миллиарда долларов. Налицо цирковой трюк: этим двум странам было поставлено из России нефтепродуктов в 2,6 раза (!), или на 22,2 миллиарда долларов (1,36 триллиона рублей по среднегодовому курсу Центробанка РФ в 2015 году) меньше, чем они… получили из России. Понятно, что покупателю врать здесь невыгодно. Следовательно, обманывали российские поставщики: они имели возможность прикарманить выручку за нефть, не прошедшую по таможенным документам.
Даже этих средств с избытком хватило бы, чтобы удвоить расходы на образование, науку, культуру, кинематографию, здравоохранение, физкультуру и спорт, на которые в сумме в 2015 году было потрачено 1,22 триллиона рублей.
Межведомственная комиссия, созданная в 2015 году при Государственной думе, установила, что из-за неэффективности работы таможни бюджет только в 2013 году потерял 2,5 триллиона рублей причитающихся государству таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС). В результате директора ФТС сняли и… перевели на новую ответственную работу.
Между тем меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды и коррупции на таможне, очень простые: Федеральная таможенная служба с применением «зеркальной статистики» должна обосновывать и подтверждать документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнёрами.
К этому надо добавить, что наши главные нефтегазовые компании работают необычайно неэффективно. К примеру, «Роснефть» в 2016 году показала выручку в 74,4 миллиарда (5 триллионов рублей) против 226,1 миллиарда у «Эксон Мобил». Тем не менее в «Роснефти» работают 295,8 тысячи человек, тогда как в американской компании заняты всего 71,1 тысячи сотрудников. Это соответствует разрыву в выручке на одного занятого в 12,6 раза. Ещё менее эффективно работает «Газпром»: там выручка на одного занятого в 25 раз ниже, чем у того же «Эксон Мобил».
Мы предлагаем ввести государственную собственность на природные ресурсы России (к примеру, как в странах ОПЕК) и изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями: право добычи нефти, газа, а также других полезных ископаемых следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого ими сырья. При этом сырьё остаётся в собственности государства, которое продаёт его за рубеж и внутри страны по разумным ценам без использования офшоров и посредников. И не необходимы никакие НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), СРП (соглашение о разделе продукции), НДД (налог на добавленный доход) и пр. Кстати, именно на таких условиях наши компании («Лукойл», «Газпромнефть» и др.) работают за рубежом.
Тогда российские фирмы будут заинтересованы в снижении издержек производства и повышении производительности труда. В результате реализации этой меры можно будет снизить вдвое тарифы на энергоресурсы (бензин, дизтопливо, электроэнергию, тепло и т.д.). Одна только эта мера позволит увеличить доходы казны более чем на 3 триллиона рублей. Ещё столько же российская таможня может добавить в бюджет за счёт пресечения контрабанды и незаконного возмещения НДС во внешней торговле.
* * *
Мы обратили внимание на две, скорее всего, самые существенные и самые острые проблемы экономики современной России. Их нельзя обойти во время нынешней избирательной кампании. Во-первых, потому, что их решение позволит улучшить совершенно неудовлетворительное хозяйственное положение в стране. Во-вторых, отношение к этим проблемам — это надёжный показатель отношения к национальным, народным интересам нашего Отечества.
По материалам сайта КПРФ Дата: 2 февраля 2018 | Разделы: Спорт, Анонсы, мероприятия, объявления, Строительство и недвижимость, Политика Метки: ВДВ, Зарплата, Президент, Российская Федерация, Россия, США, Центробанк, безопасность, бюджет, конкурсы, Коррупция, налоги, нефть, Таможня, тарифы, чиновники, электроэнергия, газета, правда, Офшорные, Триллионы, дыры 2 февраля 2018 |