Не вера в потусторонний рай, а научное убеждение в закономерном
развитии реального общества к коммунизму.
Марксистской
общественности хорошо известно отношение К. Маркса к религии, получившее своё
выражение, для примера, во вводной части его философской работы «К критике
гегелевской философии права»:
«Религия
– это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она
– дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». (К. Маркс
и Ф. Энгельс.
Сочинения. Т. 1. Изд. 2. 1955, с. 415 – http://www.uaio.ru/marx/01.htm).
Но апологеты религиозного
мировоззрения в своих обращениях к публике естественно об этих словах классика
коммунистической теории умалчивают. А чтобы сбить с толку и перетянуть в свои
ряды обывателя, они, используя омонимию применяемых в обиходе слов, запустили в
обращение провокационную тезу о том, что коммунизм это такая же вера, как и
религия. Как по команде, её подхватили буржуазные СМИ, а с учебных кафедр,
особенно платных учебных заведений, используя примитивный софизм, основанный на
омонимии слова «вера», «школяры» от философии – продажные преподаватели. Не
брезгуют этим, к сожалению, и околонаучные критики марксизма, которые хотят на этом
фоне «засветить» своё имя у либеральных издателей и жаждущих сенсаций
поверхностных читателей.
В этих условиях
марксистам требуется проводить свою разъяснительную работу по защите
коммунистических идеалов от наветов словоблудных провокаторов, применяя при
необходимости и этимологическую аналитику.
В русле такого подхода попробуем
разобраться в этом и мы.
Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня,
предмет культа) - такая форма мировоззрения, где освоение (постижение)
мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной»,
естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный»,
сверхестественный, сверхчувственный.
Формирование
искусственного мира (теоретического, художественного и т.п.) характерно для
людей. Специфика религии – в особом характере её «второго» мира и его смысловой
роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или
иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в
мироздании и жизни людей. Внешней формой проявления этой веры служит культ
служения божеству (от лат. cultus – уход, почитание) как совокупность сложившихся
обрядов, молитв, заклинаний, не подлежащих сомнению догматов.
Существовало и существует
множество вариантов религиозных верований. Их наиболее ранними формами являются
магия (колдовство, волшебство), тотемизм (отождествление людей с определёнными
видами животных и растений), фетишизм (вера в изваяния, амулеты, талисманы,
мощи, иконы, якобы обладающие сверхъестественной силой), анимизм (вера в
переселение душ, в приведения, в духов).
Историческими формами
религии считаются племенные религии (с подачи иудейских книжников их окрестили
общим названием «язычество». Иудаизм, в этом смысле, также относится к
«язычеству»), национально-государственные (этнические) и мировые.
Как правило, религии
предполагают наличие высших существ (совокупности богов или одного бога), которые
создают мир и управляют им по своей воле. В индуизме – это Вишну или Шива и их
воплощения, в иудаизме – Яхве, в христианстве – святая троица (бог-отец [тот же
Яхве], бог-сын [Иисус] и бог-дух святой), в исламе – Аллах. И т.д., и т.п., и
пр.
Наука даёт несколько
толкований происхождению и утверждению в сознании людей понятия «бог». Это или
обобщенный образ предков, или отдалённый во времени образ отца –
родоначальника племени, или мифологически сформированный образ героя культуры
данного племени или народа (в частности, герой эпоса). Французский философ К.
Гельвеций (1715-1771) в своём сочинении «Об уме» (1758), которое было сожжено
согласно распоряжению тогдашнего французского парламента как опасное для религии и
государства, сюда же относит и первого национального законодателя.
Религия божества не
всегда связана с его почитанием. У ительменов (Сибирь) бог Кутх подвергался
поношению за то, что плохо устроил мир.
Переход от единобожия к
многобожию и наоборот происходил в истории человечества по мере интеграции
племён и образования фратрий (братств), народностей и наций, что, в общем-то,
являлось объективной исторической закономерностью. Все племена, а потом и
народы в своём культурном развитии проходили через стадии формирования
племенных и далее национально-государственных религий. При добровольном
объединении племён происходило и объединение на паритетных началах их богов в
пантеоны, при этом один из богов (из наиболее сильного или наиболее культурно
продвинутого племени) признавался главным. Классический пример тому – пантеон
греческих богов. При принудительном объединении, например в результате
захватнических войн, победитель мог диктовать свою волю побеждённому, среди них и относительно признания своего божества в качестве главного и даже
единственного. Фактически такое явление и произошло в начале 4 века в Римской
империи после прихода к власти в результате вооружённой борьбы Константина –
праправнучатого племянника Иисуса. Изредка принятие чужого бога происходило по
культурному невежеству или в силу матримониальных соображений. Примером
последнего может служить принятие христианства князем Владимиром в обмен на
руку византийской царевны Анны в 10 веке.
В целом, культура,
опирающаяся на религиозное мировоззрение – это культура уходящего (прошлого)
времени. Передовым же краем современной культуры является наука, и построенное
на её основе философское или научное мировоззрение, которое лежит в основе
научного предвидения будущего.
Коммунизм (от лат. communis – общий), общее название различных
концепций, в основе которых – отрицание частной собственности (первобытный
коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического
процесса коммунизм – общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и
проходящая в своём развитии две ступени (фазы) – низшую, называемую
социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом (Новый энциклопедический
словарь. – М., 2006, с. 541).
Первобытно-общинный
коммунизм появился и существовал стихийно, когда господствовал ручной труд, а
средства производства (земля) и орудия труда (камни и палки и пр.) являлись
достоянием всех соплеменников. Распределение, обмен и потребление произведенных
продуктов носили характер примерного равенства, отвечающего, согласно Марксу,
коммунистическому принципу: «От каждого по способностям – каждому по
потребностям».
Утопический социализм и
коммунизм как социально-экономическое учение появился в 15 веке, когда английский
гуманист, государственный деятель и писатель Т. Мор (1478-1535) написал книгу
«Утопия», содержащую описание идеального строя в фантастической стране Утопии,
где нет частной собственности, производство и быт обобществлены, труд является
всеобщей обязанностью, а распределение благ осуществляется по потребностям.
Дальнейшее развитие это
учение получило в промежуток времени 17 – начало 19 веков.
В 17 веке итальянский
монах Т. Кампанелла (1568-1639) написал книгу «Город Солнца», в котором описана
идеальная община. Труд в ней длится 4 часа в день, детей воспитывает
государство.
В 18 веке Ж.-Ж. Руссо
(1712-1778) подтверждал в своих произведениях, что главный источник экономических
и социальных бед – концентрация собственности в руках немногих и предлагал
насильственное устранение несправедливости.
Швейцарский экономист
Сисмонди (1773-1842) видел в политической экономии науку о совершенствовании
социального механизма ради счастья людей. Ввёл понятие «пролетариат» как
неимущего угнетённого слоя работников.
Французский мыслитель
Сен-Симон (1760-1825) пропагандировал общество «индустриалов» (отсюда могло
возникнуть название «индустриализм» для общества Будущего как альтернатива
названию «коммунизм») с обязательным трудом, единством науки и производства,
научным планированием хозяйства, справедливым распределением общественного
продукта.
Французский учёный Ш.
Фурье (1772-1837) считал первичной ячейкой будущего гармоничного общества «фалангу», где сочетаются промышленное и сельскохозяйственное производство. Труд в
этом обществе должен стать потребностью и наслаждением, а противоположность
между умственным и физическим трудом исчезнет (ну, чем не современное
компьютеризированное производство!).
Англичанин Р. Оуэн
(1771-1858) назвал будущее общество коммунизмом. В нём предлагал создавать
«посёлки общности труда и сотрудничества», лишённые частной собственности,
классов, эксплуатации, а также других антагонизмов. Сделал попытку создать коммуну на
прядильной фабрике, где работал управляющим, окончившуюся, правда, неудачей.
Тем не менее взгляды
социалистов-утопистов не имели под собой теоретической основы и по этой причине не были
строго обоснованы.
Теория научного
социализма и коммунизма связана с именами Маркса, Энгельса и Ленина.
К. Маркс в своём главном
труде «Капитал» проанализировал капиталистическую систему хозяйствования,
обнаружил двойственную природу труда и сделал вывод о том, что при капитализме
труд затрачивают в основном рабочие, а результаты труда в виде прибавочной
стоимости присваивают капиталисты, что является эксплуатацией наёмного труда.
Устранение капиталистов устраняет присвоение чужого труда.
Маркс ввёл понятие
общественно-экономической формации, в основе которого лежит диалектическое
соотношение производительных сил (люди, участвующие в производстве; орудия и
средства труда) и производственных отношений (главной и определяющей стороной
которых является отношение собственности по поводу орудий, предметов и средств
труда). Он сформулировал закон взаимоотношения этих фундаментальных сторон
общественного производства, согласно которому характер производственных
отношений определяется уровнем и характером развития производительных сил.
Используя этот закон, а также философские законы диалектики, Маркс описал
историческое развитие общества от первобытно-общинного строя до коммунизма. На
разных ступенях общественного производства появляются разные формы
производственных отношений. При первобытно-общинном строе, как сказано выше,
средства производства (земля) и орудия труда (камни и палки) являлись
достоянием всех соплеменников распределение, обмен и потребление произведенных
продуктов носили характер равенства. После распада первобытно-общинного строя,
когда тем или иным способом произошла узурпация средств производства, орудий
труда и физическое (рабство), юридическое (феодализм) или экономическое
(капитализм) подчинение людей, участвующих в производстве, сам труд, а также
распределение, обмен и потребление произведенных продуктов принял характер
неравенства. Так, произошло диалектическое отрицание равенства
неравенством. Дальнейшее развитие производительных сил человеческого общества в
соответствии с законами диалектики, согласно Марксу, должно с неизбежностью
привести к обобществлению средств производства и орудий труда (этот процесс мы
наблюдаем сейчас, как в масштабах отдельных регионов, отдельных
стран, так и в мировом масштабе - международные корпорации). Вслед за этим
должно произойти и изменение характера труда, а также распределения, обмена и
потребления произведенных продуктов от неравенства к примерному равенству (и
эту тенденцию можно наблюдать в странах Западной Европы в виде снижения разницы
в доходах между богатыми и бедными слоями населения величиной от 10:1 до 5:1,
не говоря уже об опыте Советского Союза, где это отношение не превышало
величины 4:1) с постепенным возвращением к принципу «От каждого по способностям
- каждому по потребностям». Так, произойдёт второе диалектическое
отрицание в производственных отношениях от неравенства к равенству или
отрицание отрицания.
Иными словами, в основе
теории общественного развития Маркса лежит не вера в потусторонний мир, а убеждение,
построенное на объективных законах развития человеческого общества, подтверждаемых
жизнью. В этом и состоит принципиальное различие между мифологического
происхождения религиозным раем и коммунизмом, появление которого
предопределено всем ходом исторического развития человечества.
Главным достижением
теории научного социализма и коммунизма на сегодняшний день является
формулирование социалистических принципов:
- общественная
собственность на средства производства;
- отказ владельцев
капитала от присвоения прибавочной стоимости;
- равная оплата за равный
труд;
- всеобщая и полная
занятость;
- от каждого по
способностям – каждому по труду;
- ведение хозяйства
страны по единому плану.
Тем не менее до конца
реализовать данные принципы по известным причинам не удалось ни в СССР, ни в
иных социалистических странах.
Но не будем отчаиваться,
ибо «коммунизм – это истинное счастье всего человечества» (Маркс), он
«вырастает среди всех сторон общественной жизни, ростки его есть решительно
повсюду… Жизнь возьмёт своё» (Ленин). И, будем надеяться, что наши дети и наши
внуки будут лучше и умнее нас. И они по достоинству оценят слова Маяковского:
«Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!»
По материалам сайта КПРФ