Последние новости

Реклама

28 МАРТА исполнилось 150 лет от момента рождения великого русского и советского писателя Максима Горького. Этой дате был посвящён ряд публикаций в предыдущих номерах «Правды». Однако Год Горького, каковым по праву следует считать 2018-й, продолжается. И навсегда остаются колоссально значимыми для нас личность, творчество и вся деятельность Горького, главным смыслом которых была борьба за утверждение справедливости в человеческом сообществе и за возвышение достоинства человека труда.
На страницах сегодняшнего номера писатель, любимый миллионами в нашей стране и во всём мире, говорит с нами, а мы говорим о нём.

Почему он неудобен нынешней «элите»

Полуторавековой юбилей Буревестника революции официальные власти предпочли не замечать. Это и неудивительно: ведь они напряжённо готовятся к 100-летию Александра Солженицына, которое также выпадает на 2018 год. Некогда им (да и незачем!) вспоминать Горького, чьи произведения отнюдь не сахар для власть имущих.

Смотреться в зеркало горьковских «Заметок о мещанстве» для них необычайно неприятно — это огромный удар по самооценке. Мысли Горького о великой роли науки и образования — это пощёчины теперешним погромщикам РАН и высшей школы, внедрителям ЕГЭ, кроме того, поборникам клерикализации образования. А как прикажете реагировать высокопоставленным лицам на следующую фразу писателя: «Великая заслуга перед жизнью и людьми — сохранить в душе истинно человеческое в дни, когда торжествует обезумевшая свинья»? Разве сегодня она не торжествует?..

ГОРЬКИЙ НЕУДОБЕН сегодняшней официальной России так же, как в своё время был неугоден царизму. В первый раз попав под арест в далёком 1888 году за связь с кружком Н.Е. Федосеева — одного из первых пропагандистов марксизма в России, Алексей Максимович и затем не переставал числиться в «неблагонадёжных». Неспроста, после того как в 1902 году императорская Академия наук избрала Горького в почётные академики по разряду изящной словесности, Николай II с возмущением наложил на решение академиков следующую резолюцию: «Более, чем оригинально», а само избрание было аннулировано, так как писатель находился под надзором полиции. Поэтому А.П. Чехов и В.Г. Короленко посчитали невозможным своё дальнейшее пребывание в членах академии.

Между горьковских «университетов» немалое место занимают тюрьмы, аресты, следствия. А после того, как писатель принял Октябрьскую революцию, из стана контрреволюции стали приходить анонимные конверты с вложенными в них петлями. Намёк на ту судьбу, которая после желаемого белогвардейцами взятия Петрограда должна была постигнуть Горького. По свидетельствам друзей, вскрывая следующий конверт, Алексей Максимович усмехался и отправлял новую петлю к стопке аналогичных посланий.

Впрочем, постсоветская российская история знает прецеденты, когда Горький вновь оказывался на скамье подсудимых. Так, в 2009 году в Новороссийске под суд попали участники одной из акций протеста, вышедшие с плакатом «Свободу не дают, её берут». Вдохновлённые словами «Права не дают, права берут», принадлежавшими машинисту Нилу из горьковской пьесы «Мещане», протестовавшие встретили отпор «сотрудников правоохранительных органов» в лице регионального управления ФСБ и городского прокурора, признавших цитату экстремистской. Этот случай показателен тем, что, в отличие от «элиты», у народа надобность в Горьком есть. И примирить эти тенденции нельзя потому, что горьковские идеи остаются на острие борьбы вместе с их автором.

На пике «перестройки» и в «лихие 90-е» имя Горького неспроста подверглось шельмованию. Город Горький переименовали обратно в Нижний Новгород, с логотипа «Литературной газеты» исчез его профиль, количество часов на изучение горьковских произведений в школе сжималось, как шагреневая кожа. Да и на сегодняшний день ситуация в основе своей не изменилась, система общественных отношений после 1991 года не претерпела существенных преобразований. К примеру, в феврале 2017 года из села Молоково Ленинского района Подмосковья пришла грустная весть. При реконструкции Дома культуры «Буревестник» с фасада был демонтирован профиль писателя. Осталось лишь графическое изображение буревестника. Однако без горьковского профиля оно символизирует только отряд длиннокрылых и короткохвостых морских птиц.

Налицо та же борьба с исторической памятью — порой тихая, медленная, ползучая «декоммунизация» и «десоветизация». Как горьковский Уж из «Песни о Соколе». Правда, подобное выдавливание Горького из пространства исторической памяти проходит ещё и путём подмены смыслов. Любители лишний раз упрекнуть Советскую власть с упоением цитируют иногда некоторые выдержки из горьковских «Несвоевременных мыслей». Однако при этом сознательно «забывают», что недоразумения Горького с большевиками в промежуток времени Октября имели временный характер. Выдёргивая из контекста цитаты, стараются «Красного Максима» обесцветить и представить чуть ли не либералом.

Между тем трудно найти между отечественных писателей начала ХХ века большего врага самодержавия и капитализма, жаждущего грядущей революции и становления социалистического общества. Горьковская ненависть к капитализму была искренней, органичной, глубокой. Она вытекала из подробнейшего знания жизни тех, кто был брошен на самое дно общества, из богатого личного опыта.

В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ произведениях Горького перед нами предстаёт жизнь «России, которую мы потеряли» — без прикрас. В горьковской публицистике мы находим осмысление этих явлений. Языком не только художника, однако и публициста, просветителя, политика, борца. Никогда Горький не затушёвывал острых вопросов жизни, он ставил их ребром.

Вот яркий пример того, как писатель охарактеризовал взаимоотношения имущих классов царской России и народа: «Когда вы говорите о любви, вы вашей сладкой речью хотите только заговорить зубы ваших ближних, оскаленные голодом и злобой, вам кажется, что, смягчив любовью сердца озлобленных и угнетённых вами, вы можете ослабить силу их справедливой мести. Вы лицемерите, когда зовёте братьями людей, которых вы поработили, вы лжёте, проповедуя любовь тем людям, в сердцах которых вы сами же посеяли зависть, ненависть и злобу. Вы искренни, разумеется, когда советуете ближним вашим: люби нас. Однако вы скрываете за этими словами другие, более правдивые слова: несите терпеливо, не возмущаясь, без ропота тяжёлый гнёт труда, унижения, нищеты, возложенного нами на ваши спины. Однако вы все нагло лжёте, когда говорите своим рабам: мы также любим вас».

Эта мысль писателя заставляет вспомнить риторику современных правителей России и их прислужников, где то и дело звучит слово «единство», кроме того, его производные. «Единая Россия», «народное единство», «единение общества» — как во многих случаях мы слышим эти словосочетания! Очень любит применять их и переизбранный на следующий срок президент В.В. Путин. А теперь его сторонники похваляются небывалыми процентами голосов избирателей, полученными по результатам минувших выборов (забывая, правда, сказать о честности избирательного выбора, его прозрачности и равенстве возможностей кандидатов). Дескать, вот оно, единство — в поддержке Путина. Однако ещё не прошло и недели с момента объявления итогов голосования, как от ближайших советников главы государства зазвучали предложения о разного рода «непопулярных мерах». Случайность ли это?

Горький не испытывал иллюзий, что глубокие социальные противоречия можно разрешить «тихо и мирно». Его жизненный опыт и высокий уровень самообразованности не позволяли верить в «доброго барина». «Рабов — нельзя любить! Их можно только презирать или бояться» — в этом раскрыта жестокая правда того, что официальные профсоюзы называют сегодня красивой фразой «социальное партнёрство», прикрываясь которой власть производит демонтаж остатков социального государства.

Пролетарскому писателю чужда идеализация русского народа. Он не перестаёт говорить о тяжёлом пьянстве между низов, о вопиющей неграмотности и бытовании самых диких суеверий, о бытовой жестокости, разгильдяйстве и лени многих подневольных работников. Однако в его словах нет ни презрения, ни русофобии — есть только боль и видение социальных корней этих пороков. А вместе с тем — горячее желание их изжить, искоренить, раскрыть миру тот великий потенциал, что таится в народе. Очень ярко это проявляется в романе «Мать», где рабочий Павел Власов проходит путь от забитого бытовыми тяготами и пороками рабочего до убеждённого революционера.

Горький — интернационалист, для него национальные различия отнюдь не являются непреодолимыми стенами между людьми. Шовинизм, расовые и национальные предрассудки, погромные настроения беспощадно разоблачались им как средства для головокружительного обогащения капиталистов всех стран за счёт крови рабочих разных национальностей, которые натравливаются друг на друга и убивают своих братьев по классу во имя обогащения своих угнетателей. Не это ли вопиюще видим мы сегодня на Украине, где наживающееся на убийствах мирных жителей и войне в Донбассе руководство «незалежной» во всех бедах страны обвиняет «клятых москалей»? И не это ли видим в России, когда официальные СМИ порой стараются выдать оголтелых националистов за весь украинский народ, а россиянам внушить мысль, что «хохлы» продались Западу и всегда «сидели на шее» у России? Развал СССР сопровождался взращиванием националистических сил, что затем вылилось в кровавые конфликты на постсоветском пространстве. Однако кто от них выиграл? Простые люди? Прежде всего так называемые элиты, которые как огня боятся народа и интернациональной солидарности. А значит — Горького.

НЕКОЛЕБИМАЯ, великая вера в человека, в возможности человеческого разума и человеческой воли жила в Горьком. И свой общественный долг писатель видел в том, чтобы помочь раскрыть эти возможности миллионам рабочих и крестьян.

Он очень хорошо выразил его в одном из рассказов цикла «По Руси»: «Иду во тьме и сам себе свечу; мне кажется, что я живой фонарь, в груди моей красным огнём горит сердце, и так жарко хочется, чтобы кто-то боязливый, заплутавшийся в ночи — увидал этот маленький огонь…».

Отсюда — его гигантская общественно-политическая активность. В 1900—1902 годах Горький стал идейным руководителем издательства «Знание», объединив вокруг издательства писателей-реалистов. «Знание» выпускало сочинения Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.И. Куприна, А.С. Серафимовича и прочих, кроме того, классиков античной и западноевропейской литературы, книги по искусству, научные труды. Благодаря Горькому «Знание» смогло выйти на широкие читательские круги, став мощным рупором прогрессивных, социалистических идей. Установленная Горьким система гонораров позволила многим авторам профессионально заниматься писательским трудом, вытащив их из нищеты.

Горький сбивается с ног, дабы посетить высших царских сановников и предупредить расстрел рабочих 9 января 1905 года. Когда власть проявила глухоту и расстрел всё-таки прошёл, он безоговорочно выступил против самодержавия, на стороне народа. В его гневных публикациях первых дней революции запечатлелась атмосфера тех тревожных дней, слитые воедино скорбь по погибшим и ненависть к палачам. Мужественная и активная гражданская позиция обернулась для Горького месячным заключением в одиночной камере Петропавловской крепости, откуда он был освобождён всем миром. И это не простой оборот речи! С обращениями об освобождении Горького выступили всемирно известные деятели науки и культуры из многих стран, крупные демонстрации с требованиями освободить знаменитого писателя прошли в России и за рубежом. Этот пример солидарности воочию показал, в том числе самому герою тех событий, насколько могучей может быть воля народа. И именно в 1905 году, целиком находясь на позициях Ленина, с которым он станет очень близок, Горький вступает в РСДРП.

А в 1912 году Алексей Максимович из своих средств внёс треть суммы, необходимой на издание большевистской газеты «Правда». После Октября он стоит у истоков борьбы за ликвидацию безграмотности, инициирует создание крупных издательских проектов «История гражданской войны», «История фабрик и заводов» и т.д.

Благодаря чуткости и глубочайшему знанию человеческой природы, Горький ввёл в советскую литературу десятки новых авторов, сумел разглядеть во вчерашних рабочих, крестьянах и солдатах будущих «инженеров человеческих душ». Очень символично, что при Сталине именно Горький стал организатором и первым председателем Союза писателей СССР, получив членский билет за №1. Советская литература была в значительной мере его детищем!

Однако вот мнение современного либерального писателя Дмитрия Быкова: «Россия — бросовая страна с безнадёжным населением… Большая часть российского населения ни к чему не способна, перевоспитывать её бессмысленно, она ничего не умеет и работать не желает. Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами».

Разительное отличие от горьковского мировоззрения и его деятельности, не правда ли? Это — коренное отличие современного российского либерала от большевика. Впрочем, сам Горький поставил диагноз таким взглядам, назвав их «мещанским цинизмом».

ДАЖЕ НАХОДЯСЬ на пике известности и славы, Алексей Максимович не утрачивал связи с той средой, откуда он вышел. Его близость к рабочему люду была постоянной. В Хабаровске, в частности, есть микрорайон, известный под названием Посёлок имени А.М. Горького. В марте 1932 года Главное управление воздушного флота объявило о строительстве авиаремонтного завода и моторных мастерских в Хабаровске. Через два года на пустом месте выросли корпуса нового завода. Был сдан в эксплуатацию мотороремонтный цех, продолжалось возведение самолёторемонтного цеха. Завод приступил к решению своей главной задачи — ремонту авиационных моторов. Именно в те радостные для рабочих дни была высказана мысль: дать предприятию, наряду с номером, ещё и имя. Коллектив направил письмо Горькому — в связи с просьбой в адрес правительства назвать завод в его честь. И писатель с большим вниманием отнёсся к письму хабаровских рабочих завода №83, написав обстоятельный ответ, опубликованный в газете «Тихоокеанский авиаработник».

В нём были такие слова: «Я горячо благодарю вас за хорошее, дружеское письмо и за торжественное ваше обещание начать решительную борьбу против некультурности в производстве и быте. Разумеется, я твёрдо уверен, что если вы обещаете, значит сделаете. Цель работы вашей прекрасна, высока, и если путь к ней ещё труден, вы уже видите, что с каждым годом пролетариат делает путь этот всё шире, легче, с каждым годом всё быстрее растёт жажда знаний, жажда культурной жизни».

И завод, и посёлок решением правительства получили имя А.М. Горького. А коллектив предприятия в полном объёме сдержал слово, данное Буревестнику революции.

В промежуток времени Великой Отечественной войны сотни рабочих завода ушли на фронт. Их место заняли рабочая молодёжь и женщины. В цехах производились ремонт и модернизация самолётов И-15, И-16, ИЛ-2, ЯК-7, сборка истребителей ЯК-3. Было организовано также массовое производство запалов для гранат Ф-1. В сложнейших условиях труженики завода осваивали новые специальности, внедряли новые технологии и перевыполняли планы производства. Всю страну облетела весть о потрясающем успехе комсомольца Ильи Щеглова, выполнившего за одну смену срочное задание на 2160 процентов! Некоторые бригады за большие достижения в производстве и ремонте оружия для действующей армии получили звание фронтовых.

После войны, в 1946 году, исходя из нужд народного хозяйства и нужд края, завод был перепрофилирован и направлен в судостроительную отрасль. Всё время развиваясь и отстраиваясь, в 1960-е годы предприятие это стало одним из крупнейших машиностроительных заводов региона с численностью рабочих около 5 тыс. человек.

Заводчане по праву гордились своей продукцией, в том числе разнообразными судовыми кранами и лебёдками. И, естественно, уникальной оборонной продукцией для Военно-Морского Флота СССР. У завода были свой Дом культуры, пионерский лагерь, база отдыха, Дворец спорта, построенный с добровольным привлечением средств работников, а также другие социально значимые объекты. В 1956 году на главной площади микрорайона был возведён памятник А.М. Горькому.

Вместе с заводом строился и посёлок, который к 1980-м годам насчитывал около сотни многоквартирных жилых домов. Всего проживало в посёлке свыше 25 тыс. человек: население небольшого города. А на заводе за минувшие десятилетия сложились целые рабочие династии. К примеру, семья Федорковых — к 1988 году общий трудовой стаж членов этой семьи насчитывал уже 178 лет.

После развала СССР и начала «рыночных реформ» в жизни завода имени А.М. Горького настали тяжёлые времена. На некогда могучем предприятии, которое называется теперь ОАО «Хабсудмаш», сегодня работают... около 200 человек! Лишь в нескольких цехах: завод уже давно на грани банкротства… Многие цехи со сложнейшим оборудованием разгромлены, площади сдаются частникам, повсюду следы запустения...

ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ верить, что всё станет иначе, что вновь мимо горьковского портрета со словами «Цель работы вашей прекрасна» через проходную будут устремляться к рабочим местам тысячи рабочих. Тем не менее сейчас реальных условий для этого нет. Ведь необходима не только кардинальная смена социально-экономического курса, однако и изменение самой сути общественных отношений.

В обществе, где человек труда угнетён, бесправен, задавлен нищетой и отстранён от рычагов власти, не может быть и речи о нормальном развитии. Огромный творческий потенциал, который есть в народе, расходуется попусту или идёт на обогащение лишь немногочисленной прослойки олигархии и бюрократии. Вспомним: в раскрытии этого потенциала, в преобразовании общества на основе освобождения труда и уважения к человеку труда Горький видел огромную гуманистическую значимость идей социализма.

Основоположник советской литературы сумел разглядеть в Великой Октябрьской социалистической революции то, что некоторые отказались и сейчас отказываются увидеть за жестокими событиями Гражданской войны: «Революции никогда не являлись паузами в истории культурного роста человечества, революция — это процесс вызова к жизни новых творческих сил». Пожалуй, это одно из лучших определений революции, которые когда-или были даны в отечественной литературе.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля