Дела о спорах за наследство всё чаще рассматриваются в судах полуострова. Среди них немало таких, в которых можно заподозрить мошеннические схемы завладения, например, недвижимым имуществом. А решения всё чаще наказывают как раз добросовестных приобретателей имущества, оставляя в стороне оценку роли аферистов. С чем столкнулись герои нашего материала, судить правоохранителям, передаёт «Крымская газета».
Активные новосёлы
Семья из Новосибирска решила переехать в солнечный Крым после того, как стала плохо себя чувствовать бабушка Галина Битюкова. А поскольку миллионеров среди них не было, было решено присмотреть скромный домик в селе, недалеко от места службы главы семьи, зятя бабушки. Строение обнаружилось в селе Софиевка Симферопольского района, нежилое, выглядело, мягко говоря, «очень не очень». Зато доступной оказалась цена, и риелторская компания занялась проверкой документов на дом, находящийся на улице Парковой и пустующий уже несколько лет. Ничего предосудительного и сомнительного в документах не обнаружилось, в доме никто не был зарегистрирован, а нынешний продавец, некто Денис, приобрёл его у наследника давно умершей старушки несколько месяцев назад.
Сделка состоялась, и семья стала обустраиваться на новом месте, делая титанический ремонт в полуразвалившемся строении. Жители села с нескрываемым интересом наблюдали, как постройка приобретала черты настоящего домовладения. Но не все следили за новосёлами по-хорошему.
Из рук в руки
Как только ремонт в доме стал приобретать черты завершённости, вдруг объявились... наследники – внуки давно умершей старушки, которой ранее и принадлежало это домовладение полностью. Оказалось, что после её смерти ещё в 2011 году её сын-наследник, как и трое внуков, подали заявления о принятии наследства. Но то ли они, внуки, вообще забыли о существовании дома и наследства, то ли ещё по каким причинам, но в свои права не вступили. А вот их дядя, сын умершей, вступил, указав, кстати, и других наследников, и причитающуюся ему долю – ½ дома и земельного участка. Правда, произошло это уже не в 2011 году, а в мае 2016-го. О чём думали и чего ждали остальные наследники всё это время, не известно. Хотя...
В ноябре того же года каким-то образом на руках у дяди вдруг оказывается документ, дающий ему право собственности на весь дом в целом, что позволило гражданину Р. приватизировать и указанный земельный участок с получением кадастрового номера. Почти полтора года дядя владел указанным домом, а строение потихоньку разрушалось. И сложно поверить, что живущие практически на соседних улицах в маленьком селе родственники-наследники не общались и ничего не знали друг о друге, даже если и не дружили особенно.
Как бы то ни было, а в июне уже 2018 года гражданин Р. нашёл покупателя на дом на улице Парковой, Дениса С., с которым и заключил договор купли-продажи. Опять-таки, остальные наследники не зашевелились... А спустя всего три месяца Денис продаёт эту покупку через, напомним, риелторскую фирму, которая не находит никаких препятствий к проведению сделки, и обладателями дома становится семья Галины Битюковой из Новосибирска.
В поисках виноватого
Пять месяцев новосёлы, ни от кого не скрываясь, проводили ремонт в приобретённом строении, и как только оно стало походить на жилое, в феврале 2019 года (спустя восемь лет после смерти бабушки-наследодателя) внуки-наследники вдруг обращаются за своим правом на это наследство. Нотариус ответила, что не может выдать им свидетельство о праве на доли в доме, так как он уже принадлежит третьим лицам целиком и полностью.
Ещё пять месяцев о наследниках не было известий, а в июле они обратились уже в суд Симферопольского района с иском о признании двух предыдущих сделок купли-продажи дома недействительными и истребовании дома из владения Галины Битюковой.
Иск суд принимает к производству, участники процесса дают расписки о своём согласии на смс-оповещения о дате судебных заседаний. Но повестки ответчикам, той же Галине Битюковой, почему-то отправляются... по месту её бывшей прописки, в город Новосибирск. Так что несколько заседаний проходит вообще без её участия.
При этом полиция проводит проверку и не находит в действиях дяди наследников, гражданина Р., признаков мошенничества. А в иске истцов к дяде и Битюковой указано, что якобы «по халатности госрегистратора Госкомрегистра РК право собственности на дом было зарегистрировано за ответчиком Р. в целом, а не на принадлежащую ему ½ долю в праве собственности на дом». Нашли виновного...
При этом никто не стал разбираться, куда делся покупатель-продавец Денис С., который и перепродал домовладение новосибирцам. Они ведь оказались единственными пострадавшими, оставшись и без своих денег, и на сегодня без жилья. Поскольку пока в сухом остатке – решение суда о выселении гражданки Битюковой из спорного дома на основании признания предыдущих сделок купли-продажи недействительными. И денег, потраченных семьёй новосибирцев на покупку развалин и последующий ремонт, никто возвращать не собирается. Ибо сами виноваты – не проверили, мол, как указано в решении суда, все документы на законность, а значит, не могут считаться добросовестными (?!) приобретателями. Хотя риелторы ведь проверяли и не нашли никаких подводных камней.
Адвокат Алексей Зайцев комментирует ситуацию:
– Семь раз проверь, один купи – советую всем покупателям недвижимости, особенно вторичной, руководствоваться этим принципом. Действительно, основной источник неприятностей сегодня – не выявленные ранее наследники покупаемой квартиры. И подстраховаться здесь очень сложно, как бы ни проверяли эту недвижимость по различным реестрам риелторы или нотариусы. В первую очередь необходимо обратить внимание, на основании чего продавцу принадлежит продаваемое жильё. А уж если квартира получена по наследству, то даже по прошествии многих лет остаётся риск того, что может появиться ещё один наследник. Вроде как он не знал и не мог знать о смерти наследодателя, а восстановит свои права через суд и примет наследство на долю квартиры, которая к тому моменту будет уже продана.
Так что это забота и покупателя – собрать максимум информации о квартире и её жильцах за последние годы. И тут нет единого алгоритма действий. Придётся вникнуть в историю происхождения имущества. Даже нотариально заверенную сделку можно оспорить в суде в случае наличия достаточных на то оснований. При этом нотариус за эту вероятность вроде как и не отвечает, так как руководствуется предоставленными документами.