К памятнику-танку в центре Симферополя местные жители привыкли. Спросите у любого, что это за машина, и он, не задумываясь, ответит: «Т 34!» Но будет прав только отчасти. На самом деле это другой тип боевой машины, менее известный, но внёсший свой вклад в Победу и освобождение Крыма. Полное и точное её наименование – огнемётный танк ОТ 34-76. В России танков на постаментах сотни, но таких только два, передаёт «Крымская газета».
В рекордные сроки
Вскоре после начала войны харьковский танковый завод № 183 эвакуировали в Нижний Тагил. И там на базе Уралвагонзавода организовали Уральский танковый завод № 183.
Опыт первых боёв Великой Отечественной войны показал необходимость огнемётных танков на базе КВ и Т 34. Рождение проекта состоялось, когда руководить работой по созданию огнемётного варианта начал Пётр Петрович Васильев. Под его руководством была создана, установлена в танке Т 34 и успешно испытана огнемётная установка.
От пушки отказываться не стали. Она оставалась основным оружием боевой машины. На месте лобового пулемёта установили пороховой поршневой автоматический огнёмет АТО 41 конструкции Ивана Александровича Аристова.
Отработали проект в рекордные сроки. В серию, начавшуюся в 1942 г., танк пошёл под обозначением ОТ 34.
Огнемёт АТО 41 был одним из самых совершенных образцов. Мог монтироваться на любом линейном танке, причём артиллерийское вооружение сохранялось. Хотя экипаж боевой машины уменьшался до трёх человек. Исключалась должность стрелка-радиста. Огнемёт мог произвести 10 односекундных выстрелов на расстоянии до 100 метров.
С внедрением в производство Т 34 модификации 1942 г. огнемётный танк ОТ 34 стал выполняться на его базе. Основным отличием этой модификации было усиление бронирования и литая башня с раздельными люками. Затем появилась командирская башенка.
В 1942 г. выпустили 309 огнемётных танков ОТ 34, в 1943 г. – 478, в 1944 г. – 383, всего же их было пострено 1170, т. е. около 3,3 процента от общего выпуска танков Т 34 за 1939-1944 гг.
Батальоны ведут огонь
В числе первых сформированных огнемётных танковых частей был 512-й отдельный огнемётно-танковый батальон. Его формировали, вооружали и комплектовали в Люберцах под Москвой. На долгие годы этот населённый пункт стал его пунктом постоянной дислокации. Это единственная воинская часть штатно вооружённая огнемётными ОТ 34, которая сражалась за освобождение Крыма во время наступательной операции 1944 г.
Новый 1944 г. 512-й батальон встретил на Перекопском перешейке. Перед началом Крымской наступательной операции его переподчинили 2-й гвардейской армии, которой командовал генерал Георгий Захаров. Танкистам предстояло взять Армянск – первый освобождённый от фашистов крымский город.
Командовал батальоном опытный танкист – майор Павел Перепёлкин, 1910 года рождения, уже имевший медаль «За отвагу». Начальником штаба батальона был капитан Александр Коголь.
В бою за Армянск танкисты огнемётных рот показали свой уровень подготовки. Отказавшись от лобовых ударов, батальон, обойдя минные поля и противотанковый ров, ворвался на окраину и начал движение по городским улицам. Завязались уличные бои, которые танки вели группами по 2-3. Боевые машины 512-го батальона сами искали противника, и, если им это удавалось, шансов выжить у немцев оставалось мало. Огневые точки в домах выжигались огнеметами, подавляя волю неприятеля к сопротивлению.
Ведя за собой пехоту, ОТ 34, достигая немецких траншей, старались выпускать огнесмесь вдоль них, выжигая всё и всех, кто еще там находился. В самом Армянске дзоты, которые не были разрушены артиллерией, подавлялись огнемётами. Если немцы пытались сопротивляться или подавали признаки жизни, то последнюю точку ставила масса танка, своим весом после наезда и разворота превращавшего в одну массу и дзот, и его защитников.
Всего в бою за Армянск при прорыве обороны севернее города и в уличных боях были уничтожены 29 дзотов и 38 пулемётных точек врага.
С крымскими именами
Затем батальон участвовал в освобождении Евпатории, за что получил почётное наименование Евпаторийский. Последние крымские бои шли под Севастополем. Там же были и последние потери. Оттуда и притащили на буксире подорвавшийся на мине ОТ 34, который вскоре занял своё место на постаменте. Хотя, возможно, он принадлежал и к другой танковой части, может быть, 101-й танковой бригаде, командир которой, погибший в боях за Севастополь, был похоронен неподалеку от памятника.
Да это и не важно. В любом случае и танк, и люди погибли во имя Победы, освобождая от врага Крым.
После освобождения полуострова 512-й батальон участия в боевых действиях не принимал. Его переименовали в 512-й огнемётный танковый полк и вывели в «место рождения» – Люберцы. Последней его славной страницей стали торжественные мероприятия, случившиеся уже после войны.
О знаменитом Параде Победы 1945 года, кажется, известно всё. Тем не менее и в нём есть малоизвестные страницы с «крымскими» именами. В частности, участие танкистов 512-го Евпаторийского полка. Сводную их часть назвали «Бригадой танков ТО 34». В парадном расчёте были машины 511-го и 512-го отдельных огнемётно-танковых полков, которые в то время находились в Московском военном округе.