Предложенные Владимиром Путиным изменения в Конституцию ещё несколько месяцев будут оставаться темой номер один в российском обществе. Они существенно меняют нашу жизнь, в том числе чувствительную социальную сферу. Мне порой задают вопрос, почему Основной Закон правится, а не меняется? На него ответил наш лидер, считающий, что потенциал ныне действующего ещё далеко не исчерпан. Разумеется, «КИ», газета парламента РК, не могла оказаться в стороне от обсуждения поправок. С просьбой прокомментировать некоторые из них мы обратились к председателю Комитета Госсовета РК по законодательству Сергею ТРОФИМОВУ (фракция «Единая Россия»).
Без двойных стандартов
— Сергей Анатольевич, в числе первых, а значит, наиважнейших изменений в Конституцию Владимир Владимирович предложил закрепить приоритет Конституции России над международными договорами. Почему это так важно?
— В первой главе нашей Конституции (ст. 15, ч. 4) сказано, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». Этот постулат понятен: он исходит из Устава ООН. Но вместе с тем по отношению к нашей стране последние решения международных инстанций не соответствуют ряду общепринятых позиций. То есть наблюдается принцип двойных стандартов. Возьмём простой пример: Косово и Крым. Когда проходило отделение Косово, там не проводился референдум, а решение об отделении было принято представительным органом, то есть парламентом Республики Косово. При этом большинство стран (США, ведущие государства Европы) подтвердили, односторонний выход из состава независимого государства возможен, и он не противоречит международному праву. Однако, когда Республика Крым прошла эту процедуру, причём решение было принято народом, который является единственным источником власти в любом демократическом государстве, нас начали упрекать, что решение об отделении противоречит международному праву.
Вот почему данная поправка необходима. Мы должны иметь обоснованное право не выполнять решения международных организаций, которые носят явно дискриминационный характер и не основаны на действительных положениях международного права и практики.
Избрал народ? Забудь об иностранном гражданстве!
— Владимир Путин предложил запретить чиновникам и судьям иметь другое гражданство или вид на жительство в другой стране. Почему?
— С точки зрения руководства Российской Федерации заниматься внутренней политикой не менее важно, чем международными проблемами. Исходя из этого, нужно понимать, кто будет воплощать эти направления в жизнь, что за люди займут ответственные посты в РФ, кто будет являться руководителями регионов, депутатами Госдумы, членами
Совфеда. Ведь именно эти люди будут принимать судьбоносные решения в сложные для страны времена. Поэтому запрет иметь двойное гражданство, вид на жительство (либо иной документ, который позволяет постоянно или временно являться жителем другого государства) закономерен. Исходя из этого, занимая высокий пост, человек будет понимать свою ответственность перед нашим, а не каким-либо другим государством.
О пенсионной индексации
— Так ли обязательно закрепить минимальный размер оплаты труда и обязательную индексацию пенсий в Конституции — Основном Законе?
— За два с небольшим десятилетия новейшей истории России мы наблюдали разный подход к социальному обеспечению нашего населения. И не всегда этот вопрос решался на должном, благоприятном для россиян уровне. Поэтому закрепление в Конституции социальных позиций — гарантии для жителей нашей страны. Прежде всего в том, что размер их пенсии будет не меньше прожиточного минимума, и она будет ежегодно индексироваться. Эти положения необходимо защищать вне зависимости от того, кто придёт в высший эшелон власти и как будет руководить государством. Такие уточнения позволят пресечь не только зло-употребления, но даже попытки пересмотреть вопрос в сторону уменьшения соцподдержки населения.
Конституция: c Богом или без?
— Слышны предложения добавить в Конституцию понятие «русский» как название государствообразующего народа. А также «Бог» как один из столпов российского мироощущения. Ваше мнение по этим вопросам.
— Подобные решения принимаются исключительно путём компромисса. Сейчас работает так называемая Конституционная комиссия. В её состав входят представители разных национальностей, конфессий и слоёв общества. Компромисс мнений позволяет вырабатывать итоговые предложения, которые потом выносятся на суд граждан. Вот недавно в Госсовет Крыма поступило предложение о закреплении в Конституции идеологии. Авторы дополнений предлагают идеологию мира. Вроде, с одной стороны, хорошо…
— Простите, что перебиваю, а не получится ли с этим предложением, как в песне у Галича: «Рвали горло — за милосердие, били морду — за доброту»?
— Действительно, предложение очень непростое. Хотя данная точка зрения имеет право на существование и её нужно обсуждать. Так, в действующей Конституции (ст. 13, ч. 1—2) записано, что «в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». То есть наличие обязательной госидеологии уже подпадает под признаки как минимум авторитарного, максимум — тоталитарного режимов. Исходя из этого, ко всем предложениям надо относиться очень внимательно — проводить дискуссии и решать, заслуживает ли оно закрепления в Конституции.
О крымских дополнениях
— Необходимы ли в российской Конституции наши, крымские, дополнения?
— Крымчане имеют всего лишь пятилетнюю историю в составе Российской Федерации. Далеко не все механизмы, условия, традиции мы впитали и оценили. Конечно, предложения могут быть. Но мне кажется, нужно настроиться на другое, а именно, чтобы в тех предложениях, которые уже внесены, в максимальной степени были учтены интересы крымчан. А какие-то дополнительные корректировки со временем можем предложить и мы. Дело в том, что Конституция — документ, который, с одной стороны, должен быть стабильным, поскольку обеспечивает стабильность всего текущего законодательства и отношений в обществе. А с другой стороны, он должен быть динамичен, потому что лет через 10—15, может быть, поменяется настроение в обществе, появятся другие сферы жизни, которые будут нуждаться в закреплении.
Что не изменится в Основном законе
— Сергей Анатольевич, уточните, пожалуйста: изменениям, дополнениям подвергнется вся Конституция? Или некоторые её главы и статьи окажутся неизменными?
— Одна из главных позиций демократии — народовластие. Поэтому, исходя из потребностей народа, мы, его представители, предлагаем на десятилетия, а то и на столетие вперёд механизм участия народа в принятии решений. Это те основы, которые не поддаются сомнению. Отдельные позиции могут изменяться — общество динамично. Посмотрите, к примеру, как развиваются информационные технологии — кто знает, может, их надо расширять как инструмент познания, наработки опыта? Но, с другой стороны, есть Интернет с губительной информацией, особенно для подрастающего поколения.
В Конституции остаются неизменными 1, 2 и 9 главы — они составляют основы конституционного строя (глава 1), определяют права и свободы человека и гражданина (глава 2), а также механизм внесения изменений в Конституцию (глава 9). Это базовые позиции, которые если изменять, то очень внимательно, корректно, сдержанно и взвешенно. Обязательно с учётом мнения населения на референдуме. Изменения затронут главы 3—8 Конституции. Но хочется подчеркнуть самое главное — президент предложил основные принципы движения нашей страны на следующие десятилетия, и наш долг — его поддержать.
Беседовал Алексей Васильев,
газета «Крымские известия»
По материалам Государственного Совета Республики Крым