Дорожка выстроена в результате, что на протяжении всего движения не ощущаешь усталости и не перестаёшь радоваться сюрпризам, которыми тропа щедро одаривает путника. Ещё бы! Шесть с небольшим километров пути, мастерски проложенного по сложному горному рельефу, вместили фактически всю историю Крыма, отражённую в знаковых объектах Большой Ялты, пишет издание «Крымская газета».
В районе Гаспры рядом с тропой хорошо сохранились массивные каменные постройки, напоминающие гигантские ящики. Археологическая наука считает их родовыми усыпальницами тавров – аборигенных жителей Крыма в античную эпоху. В то же время бытует альтернативная версия, что таврам эти сооружения достались по наследству от каких-то более развитых цивилизаций. Как оно было на самом деле, история умалчивает, тем не менее сами «ящики», сложенные из обработанных, хорошо подогнанных друг к другу многотонных блоков и перекрытые мощной крышкой, вызывают искреннее уважение своей загадочностью и древностью.
СКОЛЬКО ЭПОХ – СТОЛЬКО ИМЁН
За свою историю тропа поменяла несколько имён. Николай II называл её по-простому – горизонталкой. Государь был убеждённым сторонником здорового образа жизни, в частности, прогулок на свежем воздухе. Упоминания о них нередко встречаются в его дневниковых записях. Свой законченный вид тропа приобрела в 1901 году, когда связала резиденцию императора и великокняжеские особняки. Когда хозяева имений отсутствовали, гости Ялты имели возможность беспрепятственно гулять по тропе, которую называли, естественно, Царской.
В советское время, когда любые положительные упоминания о самодержавии были неуместны, тропа получила новое имя – Солнечная. Название не совсем удачное, ввиду того, что большая часть пути проходит под кронами разросшихся деревьев. В то же время, при социализме Солнечная тропа стала терренкуром. Она идеально подходила для лечебных процедур: двигаясь по «тропе здоровья», пациенты окрестных санаториев прокачивали лёгкие и укрепляли сердце. С того времени кое-где сохранились скамейки и вырезанные в камне указатели пройденного пути. Кроме указателей, привлекают внимание солнечные часы и остатки рельефной карты.
Несколько портит впечатление от прогулки современная застройка, временами подступающая прямо к тропе. Тем не менее все обзорные площадки остались, к счастью, на месте, и красоты, которые с них открываются, заставляют вновь и вновь восхищаться творениями природы и человеческих рук. С различных точек можно увидеть «Ласточкино гнездо» и Аю-Даг.
«ВИЗАНТИЙСКАЯ» БЕСЕДКА
Главным украшением Царской тропы является расположенная на обрыве старинная беседка. Белокаменные колонны, полукружием вписанные в скалу и оттенённые южнобережной зеленью, создают впечатление античности. Беседка была возведена в 1842 году вместе с закладкой в Нижней Ореанде дворца для императрицы Александры, супруги Николая I. Беседка очень похожа на диадемы, которые носили византийские правительницы. Очевидно, её форма должна была олицетворять преемственность России от Византии, которую воплощала древняя Таврида. Колонны устояли во время землетрясения 1927 года, но, чтобы избежать вероятных неприятностей в дальнейшем, постройку укрепили стальной фермой.
Из беседки открывается замечательный вид. Прямо под нами – величественный 200-летний платан – патриарх этих мест. Он помнит всех венценосных хозяев Нижней Ореанды. Справа видна Крестовая гора. Это название подарила вершине императрица Александра Фёдоровна. По её распоряжению на обрыве установили крест в память о первом владельце имения – Александре I Благословенном. Рядом Александра посадила деревце лавра благородного. Лавровый венок триумфатора был достоин венчать голову победителя Наполеона.
ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА
Из густой зелени вырастает храм Покрова Богородицы. Он построен хозяином Ореанды великим князем Константином Николаевичем, братом императора Александра II, в 1885 году. Церковь возведена в грузинско-византийском стиле, который, по мнению заказчика строительства, более всего соответствовал горной местности.
Владельцы этой территории – первые лица Российской империи – старались не только всячески благоустроить свои имения, тем не менее и извлекать из них максимальную пользу. В 1888 году Константин Николаевич строит в своём имении винодельню. В советское время винподвал «Ореанда» вошёл в объединение «Массандра». Специализация цеха уникальна: с 1944 года здесь занимаются производством хереса. Крымский «король аперитивов» является достойным потомком легендарных испанских вин, хранящихся в энотеке «Массандры», – хереса де-ля-Фронтера, изготовленного в 1775 году, и хереса урожая 1830 года, специально приобретённого Львом Голицыным.
«С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ…»
История сохранила фотографию, где Николай и Александра прогуливаются по «горизонтальной дорожке». Судьбе было угодно, чтобы на скале, что изображена на снимке, выросли два дерева – можжевельник и фисташка. Они буквально вросли в камень и переплелись корнями, не желая расставаться друг с другом. Глядя на них, вспоминаются замечательные строки «Баллады о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова. Не тот ли это прокуренный вагон, что в 1918-м увозил в небытие – нет, в вечность! – царскую семью?
Помните:
Пока жива, с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы, –
Пока жива, с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоём...
«Сроднясь в земле, сплетясь ветвями» эти два дерева олицетворяют царственных страстотерпцев, чьи души незримо путешествуют по Царской тропе.
Кирилл БЕЛОЗЁРОВ.