Народная мудрость справедливо утверждает, что Крым как капля воды отражает мир. Здесь можно увидеть аналоги самых известных достопримечательностей планеты Земля. Только нужно знать, где искать, и – немного воображения, сообщает издание «Крымская газета».
Змеиная балка. Черепки и орхидеи
Начинаем наш поход по Змеиной балке, что врезается в скалы между сёлами Танковое и Малое Садовое в Бахчисарайском районе. Название «змеиная» оптимизма не внушает, но змеи здесь не водятся. Зато встречаются интересные природные и исторические достопримечательности.
У подножия скал, которые окаймляют балку, можно найти черепки посуды. Археологи были удивлены, определив, что побитые горшки накапливались тут начиная с VII столетия. То есть почти полторы тысячи лет назад здесь кипела жизнь! Кто были эти люди, чем занимались? Ответы на вопросы подсказывают изображения крестов, вырезанные на скале возле большого естественного навеса. Рисунки просты, как жизнь в средние века, но дают богатую пищу для размышления. Интересен примитивный рисунок храма: угадываются стены, крыша, увенчанная крестом. Очевидно, в балке находилось поселение крестьян, которые трудились в монастыре святого Фёдора, расположенном неподалёку.
В разгар весны Змеиная балка украшается орхидеями. Здесь можно встретить несколько видов – от довольно популярного ятрышника, цветки которого напоминают игрушечных человечков, до очень редкой комперии, ни на что не похожей, но прекрасной в своём уродстве. Только никогда не рвите орхидеи, не совершайте преступления против природы!
Какие жертвы здесь приносили?
Покинув Змеиную балку, тропа идёт через нагорье, носящее странное имя Тиберти, через редколесье с экзотическим названием Касле. Непереводимые ни с каких языков топонимы – под стать одинокой скале, что возвышается над округой. Её историческое имя Курбан-Кая переводится как «скала жертвоприношения». Какому богу, какие жертвы приносили люди, придумавшие это название? Но самое удивительное, что возвышенность удивительно напоминает… древнеегипетскую статую Большого сфинкса: крутая спина, горделиво вознесенная голова.
Туловище сфинкса сложено мергелем – мягкой горной породой, представляющей что-то среднее между глиной и мелом. А шея и голова состоят из прочного известняка. Ветер, вода и солнце хорошо поработали над скульптурой. Правда, сильно подпортили обличье – прямо как наполеоновские артиллеристы у египетского собрата. А может, наоборот – только подготовили основу для проработки деталей. При подходящем солнечном освещении у крымского сфинкса угадываются глаза и даже загадочная улыбка…
Известно, что египетский сфинкс смотрит на восток. Любопытно, что наш, крымский, глядит в ту же сторону. Ох, не зря в самых разных культурах и в разные времена сфинкса считали символом мистерий, стражем врат, олицетворением тайны и призывом к молчанию.
Как и положено, всем, кто приходит к сфинксу, он предлагает различные загадки. Они встречаются тут на каждом шагу! Любители палеонтологии, например, обязательно найдут любопытные окаменелости – раковины гигантских устриц или симпатичных нуммулитов, своей спиральной формой напоминающих Вселенную… Привлекают внимание пытливых исследователей ржавые потёки на белой поверхности скалы. Они похожи на остатки то ли старинных шкворней, то ли скальных крючьев, когда-то вбитых альпинистами. На самом деле это природные образования, так называемые железистые конкреции, вкрапления железосодержащих минералов, которые образовались на дне моря, плескавшегося здесь в отдалённые геологические эпохи.
Неподалёку от Курбан-Кая находится утёс, на котором природа набросала три скульптурных портрета. Кажется, ещё немного и здесь проступят лики… Кого? Вот ещё одна тоже загадка крымского сфинкса.
Наиболее почтительных и проницательных гостей он жалует подарками. Один получает яркие впечатления, другой – прекрасные фотографии, третий – заряд бодрости… Мне же сфинкс сделал совершенно эксклюзивный подарок. Присев отдохнуть у его подножия, я обратил внимание на странной формы небольшой камень. Протянул руку – и не поверил глазам: на моей ладони лежало самое настоящее кремнёвое рубило – первое в мире орудие труда, яркий пример разумной деятельности человека эпохи палеолита. Совершенная каплевидная форма инструмента заставила проникнуться искренним уважением к мастерам древнекаменного века и ещё раз вспомнить притчу про каплю, отразившую мир. Спасибо, сфинкс!