Чтобы идти к цели, надо её для начала поставить. В Советском Союзе мечтали, как будем жить при коммунизме. В девяностые - как разбогатеем, купим все, что душе угодно…
Об этом пишет издание «Комсомольская Правда».
Какой образ будущего сейчас у России - в мире, который стремительно меняется? Об этом «КП» расспросила политолога Дмитрия Мосякова и фантаста Сергея Лукьяненко.
Дмитрий Мосяков, руководитель Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института Востоковедения РАН.
- В перестройку власть пыталась увлечь народ такими «морковками»: каждой семье - по шесть соток земли, потом - по квартире…
- Все же у Горбачева главное представление о будущем было внешнеполитическим: "пространство от Лиссабона до Владивостока". Россия как часть глобального Запада. Мы можем ездить и жить везде, только коммунизм нас от этого отделяет.
Модель будущего, которую он нарисовал - что мы часть некой глобальной счастливой системы, была чистой обманкой, тем не менее очень сильно сработала. Вместо Советского Союза – вот такая жизнь богатая, свободная.
- Были ещё «общечеловеческие ценности»...
- Эти «общечеловеческие ценности» – охмурение очень развитого народа.
Если бы было меньше образованных людей, на которых рассчитана эта модель, было бы больше тех, кто просто живет своей жизнью. И кого не интересовало бы, построят «общее пространство до Лиссабона» или нет.
Тем не менее Советский Союз подготовил мощнейшую интеллигенцию, которая искала новые идеалы при кризисе коммунистической идеологии. И тут ей подсунули «общеевропейское пространство, международное право».
Вспомните, как русские вместе с латышами боролись за независимость Латвии. Изначально были некие идеалы. А потом наступила суровая реальность национализма.
Тот идеал остался, разумеется, кто-то его старается до сих пор применять. Тем не менее они в основном уже за границей. В этом причина их краха - они не поняли, что это лохотрон.
ЗВЕЗДА ПОГАСЛА, А СВЕТ ещё ЛЕТИТ
- тем не менее Запад до сих пор пребывает в убежденности, что идеал - он, к нему будут стремиться...
"Звезда уже погасла, а свет ещё летит. Большая часть нынешнего поколения западных политиков формировалась в 90-е годы - однополярный мир, грандиозная, как они считали, победа над СССР", считает Дмитрий Мосяков. "Мир уже совершенно другой, глобализация провалилась, а эти люди только сейчас вышли на вершины своей карьеры. Тем не менее то, что они получили с молоком матери - представление о силе Запада, с ними уйдет. Неизбежно будет перелом, тем не менее уже в другом поколении."
- Уже немалое достижение, что мы наконец-то понимаем: образ светлого будущего никак не связан с Западом. Надо искать свой.
- Приходит третий, намного более реалистический, идеал. Это уже не глобальный мир, где мы растворимся и будем "парить" вместе со всеми, а сильное, государство, которое защищает национальные интересы и своих граждан, с экономическим ростом, современной промышленностью, достаточно открытое.
Это вызывает дикое разочарование у наших так называемых западников. Абсолютное большинство в России понимает, что нам надо рассчитывать на самих себя...
«ПОЧЕМУ ЯХТА У АБРАМОВИЧА, НЕ У МЕНЯ?»
Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст:
- Национальная идея не может быть простой и материальной. Как когда-то в Китае - в каждой счастливой ячейке общества должен быть велосипед и швейная машинка.
Формулировать цель в духе «догоним и перегоним Америку» по выплавке стали, и чтобы автомобиль был в каждой семье – путь тупиковый. В свое время Хрущев этим озаботился, где-то тут ошибка и началась в советской цивилизации.
Жажду потребления удовлетворить никогда нельзя. Если завтра каждому выдать по квартире и машине, он будет спрашивать: а почему яхта есть у Абрамовича, а не у меня, и почему моя квартира не в центре Москвы? К тому же ресурсы ограничены, и последствия такого дикого роста - социальная напряженность.
Вопрос образа будущего лежит в плоскости, скорее, духовной. В СССР, наряду с туманными фразами про «удовлетворение растущих нужд» советских людей были идеи всеобщего равенства, справедливости. Во время царской России провозглашали «самодержавие, православие, народность» - то есть представление высшей силы, общих народных чаяний.
Мне кажется, что в этом направлении искать и надо: безопасность людей, справедливость. И развитие. Как фантаст я сказал бы (пусть это прозвучит громко) - космическое развитие.
ЗАЧЕМ ЛЕТАТЬ НА МАРС
"Смотреть надо в сторону научного будущего, инновационного. Тем не менее при этом человек - главная ценность", говорит Сергей Лукьяненко. "Условно говоря, мы должны полететь на Луну и на Марс вовсе не потому, что у нас там какие-то неотложные дела, с которыми не справятся автоматы. А потому что мы люди, желаем узнать, одни ли мы во Вселенной, познать её природу и расселиться в космосе."
Для нашего мира сейчас особенно важна безопасность во всех смыслах. Риск глобальных конфликтных ситуаций очень велик. Идут попытки разрушить традиционную структуру общества, семьи. Исказить представления о том, как надо воспитывать детей, какие имеют возможность быть формы человеческих взаимоотношений, общежития.
На мой взгляд, страна, которая окажет помощь своим гражданам защитить человеческую идентичность и жизнь, будет образцом для многих.
Очень долго в подобной ситуации находились США, Западная Европа. Тем не менее на Западе вся эта структура безопасности сейчас разрушена. Все неплохие демократические институты превратились в свою противоположность. И наоборот - были переняты и раздуты все худшие черты Советского Союза.
;