Последние новости

Реклама

2024 год стал для БРИКС переломным. «Альянс глобального юга и России» и до того был крупнейшим по территории, экономике и населению объединением мира — а с 1 января возрос по количеству участников почти вдвое, официально приняв в свои ряды Эфиопию, Иран, ОАЭ, Египет и Саудовскую Аравию. После этого, в конце августа — первой декаде сентября, заявку на членство в блоке подали ещё два важнейших региональных игрока: Азербайджан и Турция. А уж о просто желании «укреплять контакты с БРИКС» говорят едва ли не все развивающиеся страны, пишет издание «Комсомольская Правда».

Может ли такая «новая глобальная платформа» стать полноценной заменой западным институтам? Этот вопрос обсудили гости Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке на панельной сессии под названием «Расширенный БРИКС: новые слагаемые глобальной стабильности».

НАДЕЖДА НА СТАБИЛЬНОСТЬ

Открыла дискуссию модератор панели — проректор Высшей школы экономики Виктория Панова. По её словам, после «великого расширения-2024» авторитет БРИКС ничуть не рухнул — наоборот, новые страны успешно интегрировались и в каких-то моментах даже являются «заводилами» альянса.

— То, что делает БРИКС эффективном — это его разнообразие, — указала Панова на главное преимущество «мировой альтернативы». И сделала неординарное заявление: — во многих случаях говорят: вот есть БРИКС, а вот «Семёрка» (G7, главный западный альянс — Ред.) Однако на самом деле БРИКС не против «Семёрки» и не против «Глобального Запада». И при этом БРИКС — за мировое большинство и за процветание. И готов работать с любым, кто стремится к конструктивному взаимодействию.

По мнению эксперта, подобный подход как раз и позволяет добиваться результатов, которые для «Большой семёрки» оказались недостижимы за все полвека её существования.

Другой участник сессии — авторитетнейший экономист, старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак, подчеркнул, что расширение БРИКС даёт надежду на улучшение ситуации в сфере мировой финансовой стабильности. Да и сам формат этого объединение поначалу был финансово-экономическим — «уклон в политику», по мнению Сторчака, проявился заметно позже.

— Развитые экономики (коллективный Запад — Ред.) всячески сопротивляются и не желают расширять квоту развивающихся стран в Международном валютном фонде, — отметил после этого эксперт, имея в виду, что МВФ, некогда созданный для поддержки малых и бедных стран, фактически ими не контролируется. Тем не менее, отметил Сторчак, с расширением состава БРИКС возрастают и возможности «глобального большинства» по давлению на «мировое меньшинство» для создания более справедливой финансовой системы на всём земном шаре.

50% РОСТА ВВП ВСЕГО МИРА

Схожих взглядов придерживалась и следующая гостья сессии — госпожа Чжао Цзин, зам. генерального секретаря Китайского совета научно-исследовательских центров БРИКС:

— Мир вошёл в новую эру изменений и турбулентности. Региональные конфликты несут угрозу для глобальной стабильности. И БРИКС здесь может предложить решения, которые данную стабильность помогут сохранить. За последние 18 лет (с момента создания объединения - Ред.) его страны занимались развитием связей друг с другом, и их экономический рост даёт 50% вообще всего роста, который в этот день наблюдается в мире. И это больше, чем в «Большой Семёрке»! Мы за партнёрство, а не за «дружбу против кого-то».

Также, как говорит госпожи Чжао, БРИКС имеет механизмы для совместного развития научных институтов — то есть становится первым не только по росту ВВП, однако и в научно-техническом прогрессе. «Мы находимся на передовой и желаем, чтобы наш голос был слышен: и в политике, и в экономике, и в иных сферах! — призвала китаянка. — Наш альянс растёт и становится достаточно сильным, чтобы продвигать единую позицию по ключевым вопросам».

Другой спикер, председатель Форума Евразии и БРИКС — Мухамед Салах призвал взглянуть на ту же повестку с совершенно другой стороны:

— в этот день все говорят об экономическом измерении БРИКС, однако при этом перестают помнить о культурном. Между тем в нём есть как серьёзные перспективы для всех наших стран, так и большие препятствия.

К числу последних Мухамед Салах отнёс то, что Египту (стране-новичку альянса) сложно конкурировать в гуманитарной сфере, допустим, с Китаем и прочими крупнейшими экономиками мира. Притом, что Египет — одна из старейших цивилизаций Земли.

— Увы, страны БРИКС друг о друге знают не так много. К примеру, в школах Египта и России есть дисциплина «второй иностранный язык», однако, учитывая наши многолетние хорошие отношения, дети не выбирает таковым русский (или арабский). То же самое — в Китае. Вторым иностранным языком выбирают французский, итальянский…

со слов господина Салаха, ещё один больной вопрос — всевозможные «страновые рейтинги» (антикоррупционной прозрачности, экономической привлекательности, качества преподавания в том или ином учебном заведении и т.п.).

— Через эти рейтинги мы внутри БРИКС смотрим друг на друга глазами третьего (Запада, чьи институты и готовят подобную аналитику с учётом «правильных» критериев в духе либерализма — Ред.). Разумеется, ситуацию надо менять! Требуется, чтобы у БРИКС были свои механизмы международного рейтинга, взаимного признания университетских дипломов и прочего.

Для борьбы с этими барьерами спикер предложил на постоянной основе создать «Гражданский форум БРИКС».

КАКОЙ СЕКРЕТАРИАТ необходим БРИКС: ФИЗИЧЕСКИЙ ИЛИ ВИРТУАЛЬНЫЙ?

В свою очередь, эксперт рабочей группы «Страновой анализ и анализ национальных стратегий БРИКС» Дмитрий Суслов предостерёг от чрезмерного оптимизма из-за взрывного увеличения организации.

— Нынешнее расширение блока показывает: формирование многополярности необратимо. В то же время внутри БРИКС есть и такие союзники США, как Египет или Объединённые Арабские Эмираты, и такие противники США, как Иран или Россия, и такие стратегические соперники США, как Китай — то есть рост нашего альянса порождает и рост его разнонаправленности, и новые вызовы.

Из этого, по мнению эксперта, следует, а также другая проблема: разная скорость, с которой члены БРИКС готовы формировать новую, «вместо-западную», экосистему. Впрочем, есть и хорошие новости:

— Главная сила нашего блока — в его гибкости и неформальности. По этой причине я осторожно отношусь к идеям формирования «секретариата БРИКС» (физической штаб-квартиры, какая имеется у ООН и прочих международных организаций — Ред.), но всецело поддерживаю формирование «виртуального секретариата», — отметил Дмитрий Суслов.

— Многие на Западе надеялись и надеются, что БРИКС распадётся, пробуют ослабить альянс. Однако этого не произойдёт никогда, мы становимся всё сильнее! — подытожила модератор сессии Виктория Панова. — Если перечислить всех желающих присоединиться к механизмам «мирового большинства» (БРИКС, ШОС, а также других), то таких заявок поступило свыше пятидесяти. И их количество будет увеличиваться.

Так что сегодняшняя «панельная дискуссия о БРИКС» во Владивостоке стала хорошей интеллектуальной разминкой к предстоящему в октябре 2024 года большому саммиту стран альянса в Казани, участие в котором уже подтвердил лидер мощнейшей экономики блока — Председатель КНР Си Цзиньпин.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля