| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
В Крым Сергея Есина привело желание не просто пообщаться с коллегами, а помочь нашим литераторам адаптироваться в новых условиях, войти в поле русской литературы, культуры, от которого они долгие годы были оторваны.
- Сергей Николаевич, как вы относитесь к так называемой «местной литературе», провинциальной? - Центр всегда питался и должен питаться периферией, где много поистине талантливых людей. Я думаю, большая, что называется, литература не может существовать без литературы региональной. Там она вырастает в определённые школы. Есть московская литература и московская школа, петербургская литература и школа. Они стали таковыми в силу самодостаточности. Теперь они вступают в обмен «кровями» с литературами других регионов. И региональные, оставаясь местными, расширяют свои границы, приходят к новым читателям. Думаю, то же самое произойдёт и с крымской литературой. - Вы видите в Крыму внутренний потенциал для этого? - Ещё какой! В первую очередь исторический. Посмотрите, сколько классиков работали здесь! Начиная со Льва Толстого, Куприна. В более близкие к нам времена, с одной стороны, Александр Грин, с другой Иван Шмелёв, задумавший в Алуште одно из центральных своих произведений эпопею «Солнце мёртвых».
В произведениях многих писателей мир отразился через крымское восприятие жизни. - Это, конечно, хороший пример для подражания. Высокий. Однако не все же могут достичь и достигают такого уровня… - Да, не надо забывать, что литература становится большой только тогда, когда она качественная литература. И вот здесь главная проблема, над которой надо на самом деле работать. Это вообще очень трудно, с одной стороны, оставаться региональной литературой, а с другой стороны, становиться всероссийской, достигать мировых вершин. Литературное пространство очень требовательно: или ты доказываешь свою состоятельность, или не доказываешь. - Как ваше московское окружение восприняло воссоединение Крыма и России? - С невероятным энтузиазмом. И вовсе не потому, что Украина против России и та «отхватила» у неё Крым. Для русского сердца самое главное чувство справедливости. Не просто исторической справедливости, а намного больше всемирной справедливости. За это ведь и боролись, а не за меркантильные блага. До них ещё далеко. Если бы раньше начали бороться, то жизнь давно не только у вас, однако и на Украине была бы другая. У нас ведь очень многое поменялось в связи с этим долгожданным воссоединением. Мы вдруг вспомнили о старой жизни, полной достоинства, о том, кем мы были и кем стали. Россия сейчас другая, не та, что во времена Советского Союза. Один скажет к счастью, другой к сожалению… Я говорю к сожалению. Потому что тот исторический путь, который Россия прошла, отложил настолько большой отпечаток, что попытка во что бы то ни стало сделать из нас рабов капитализма, обречена на провал Россия всегда по духу была достаточно социализирована. В чём нет сомнения, так это в том, что Россия вас любит. Она готова пойти на некоторые жертвы и идёт. Однако вам самим придётся ещё побороться за место под солнцем, что называется. В том числе и писателям. - Что имеете в виду? - Писатели в последние годы только теряли. Они стали бесправными. А профессия неуважаемой.
В своё время Стейнбек, поездив по России, восторгаясь жизнью в ней, сказал, что в Америке писатель равен тюленю. Вот мы сейчас также стали равны тюленю. Писательский труд и в лучшие времена не ахти как ценился, а нынче… И не только у нас. Крупнейший американский писатель Грэм Грин закончил жизнь в двухкомнатной панельной квартире. Правда, на юге Франции. Мы работаем, чтобы печататься. Это наша жизнь. Вслед за Сомерсетом Моэмом призываю: «Не бросайте работу, лучшего наблюдательного пункта нет». Однако при этом помните: писатель одиночка. Его жизнь не выступления перед публикой, а работа за столом. Я своих студентов предупреждаю: писательство это почти наверняка проигранная личная жизнь. Однако более счастливой жизни, чем жизнь писателя, я не знаю. - Герой романа «Имитатор» с подзаголовком «Записки честолюбивого человека» признавался: «Я знаю, что мне не стать чемпионом. Однако я ещё подурачу головы, покручу своей загадкой». Почему в течение нескольких лет ваше перо рождало галерею портретов агрессивной посредственности, очень несимпатичных, даже отталкивающих личностей? - Потому что своим пером я защищаю близких мне людей, жизнь и самого себя в ней. Героев своих я не защищаю и не оправдываю.
Я их не люблю. Однако они не выдуманы мною. Они рядом с нами, и надо быть готовыми к столкновению с подобными типами. - Потом они автора всё же утомили, и вы перешли к свободному размышлению? - Можно и так сказать. На смену этим произведениям пришли книга «Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов: Педагогические этюды и размышления об искусстве стать писателем», статьи, интервью и эссе, объединённые в сборнике «Культура и власть», потом опубликовал в журнале «Наш современник» дневник.
В них я не прячусь за спины героев, а размышляю и приглашаю к размышлениям читателей. Писатель человек, пребывающий в особом состоянии. Он видит мир не с позиций злободневности. Писательство это умение изображать себя в разных ипостасях. - Все ваши романы, кроме «Сам себе хозяин», об интеллигенции. Почему? - Потому что сам принадлежу к этому слою, хорошо знаю его структуру и изъяны. Он, кстати, очень неоднороден. Мне не нравятся взбалмошные интеллигенты, перебегающие из лагеря в лагерь, демонстрирующие тем самым внутреннюю неустойчивость. А рядом живут научные работники, трудолюбивые учителя, физики, врачи по-настоящему интеллигентные, имеющие свою духовную жизнь, не стремящиеся «светиться», те, какие всегда с народом, а не с властью. Однако пишу я о первой, неуважаемой. Это мой протест против тех, кто быстро предал идеалы и затоптал их. - От ваших дневников такое впечатление, что не собирались их обнародовать. Писали для себя. - Так и есть. Я же пишу обычные дневники. Один из фрагментов начался со смерти Юрия Визбора, с которым мы много работали вместе, дружили. Я решил писать о каждом уходящем приятеле. Для себя. Не думал, что буду печатать, однако решился, поняв, что это не личный, а скорее, общественный дневник. - Недаром писатель, редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков сказал: «Нас через 50 лет забудут, а дневники Есина будут читать». - Хотелось бы надеяться, что будут. Я и вправду много повидал, много перечитал. Чужие мысли не люблю присваивать, имею собственные социальные преференции, определённое мировоззрение. Это всё и диктовало строки дневника. Со временем понял, что он стал мною управлять. Допустим, как обычный человек я бы поленился пойти на спектакль, собрание, встречу, а тут еду, потому что знаю: пригодится для дневника. Пчела должна облетать все цветы. - Что из написанного считаете своей самой большой удачей? - В драматургии это пьеса «Сороковой день». В прозе, пожалуй, «Твербуль, или Логово вымысла». Твербулем старые москвичи называли Тверской бульвар, на котором находится Литературный институт. В этом учебном заведении и происходит действие моего романа о писателях и о справедливости. Однако жизнь продолжается, пишу уже новый роман. Может, он будет лучше…
Досье
Известный российский писатель Сергей Николаевич Есин родился в 1935 году в Столице России. Окончил филологический факультет МГУ. Четырнадцать лет был ректором Литературного института им. М. Горького. Вице-президент Академии российской словесности. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат международной премии им. М. Шолохова в области литературы и искусства. Награждён орденами Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественной культуры.
Людмила ОБУХОВСКАЯ. По материалам информационного агентства Крымская правда |