Статья депутата ГД фракции КПРФ К.А. Лазарева по результатам беседы с профессором отдела экономики академии государственной службы Сюй Цзе.
В конце 70-х годов Китай, отказавшись от догматизма, беспристрастно проанализировав практическую деятельность двух мировых экономических систем, выработал новую экономическую политику, позволившему сегодня выйти на первые места в мире. При этом, экономический рост произошёл не только в интересах части богатой части населения, а в интересах всего населения.
Если у нас, начатые Горбачевым реформы, привели к появлению такого явления, как бедность, то в Китае она на протяжении последних 30-ти лет постоянно снижается. В 1978 году за чертой бедности в Китае находилось 250 млн. чел. В 2007 их численность составила уже 14 млн. чел. Таким образом, темпы экономического роста вывели из состояния бедности почти две таких страны, как Россия.
В чем именно заключается переосмысление коммунизма и социализма, и является ли это отходом от идеи коммунизма в сторону капитализма?
По мнению китайских идеологов признак рыночности экономики совсем не обязательно присущ только капитализму. План и рынок – это инструменты обратных связей в экономике. Они интернациональны. План в отличии от рынка, не может зайти так далеко, как это свойственно рынку. У плановости есть определенные пределы, объясняемые субъективными признаками. Не все, что мы планируем в жизни обязательно сбывается. Но и без плана жить не возможно, потому как любой хаос гибелен для общества. Поэтому он необходим. Самыми сложными являются вопросы меры. Пределы планирования могут отличаться, в зависимости от особенности конкретных стран.
Рынок увеличивает объём плановой экономики, потому как он подходит к человеку ближе, удовлетворяя быстрее потребности человека, формируя новые потребности, увеличивая потребление, делая жизнь более привлекательной по сравнению с той, которая ориентируется только на обеспечение жизненно необходимых сфер. Такой экономический уклад всегда будет обгонять плановый по объёму экономики, а также психологически, давая поводы для дискредитации последнего.
Разумное сочетание двух этих инструментов обратных связей экономики позволит за счёт фундаментальности плана нивелировать регулярное скатывания рынка к кризису.
Не стоит оценивать это как ревизионизм капитализма. Противоречия этого общественного уклада сегодня могут быть разрешены не только путём полного обобществления средств производства. Достаточно частичного.
Какие видятся риски экономики Китая в обозримом будущем?
Первое – это рост себестоимости. Именно низкий размер главной составляющей себестоимости – заработной платы, стал причиной, по которой международные корпорации вынесли в Китай трудоемкие производства. К ним относятся такие отрасли как производство одежды, обуви (20% экспорта), электронных товаров и машиностроение (70% экспорта). Не смотря на механизацию, во всех странах в этих отраслях очень высокая степень ручного труда. Посмотрите на сборочную линию любого автозавода.
На сегодня, Китай успешно решает задачу реального роста благосостояния своего народа путём постоянного увеличения заработной платы.
Так, компания Foxconn, производящая электронику (в том числе продукцию для компании Apple), имеет в Китае 20 заводов, на которых трудится 1 млн. работников. Заработная плата рабочего в 2007 году составляла 1 000 юаней. В 2014 году она уже возросла до 2 000 - 3 000 юаней. Высококвалифицированный же рабочий может получать до 5 000 юаней.
В 1998 году столяр получал 15 юаней в день. В 2014 году его заработная плата составляет 200-300 юаней в день.
Такая динамика постепенно приведет к снижению китайского экспорта. Но, снижение внешнего спроса Китай компенсирует увеличением внутреннего спроса. Рост валового внутреннего продукта Китая за 2011 год составил 9,2%. Из них на долю инвестиций пришлось 5%, на долю потребления – 4,7%. Минус 0,5% дал экспорт. То есть, двигателем развития стал внутренний спрос.
В 2011 году розничный оборот потребительских товаров в Китае достиг 18,3919 трлн. юаней, что на 17,1% больше против 2010 года, за вычетом фактора цен, реальный рост составил 11,6%. Это более чем в 6 раз больше чем в России.
Второй по значимости проблемой экономики Китая является рост барьеров во внешней торговле. В этом году в 17 странах проведено 79 торговых расследований против Китая. Только в сентябре в США было три подобных случая. 9 сентября Министерство торговли заявило о введении 30.59% пошлины на импорт китайских нефтяных труб, торговый оборот которых составляет 2.6 млрд. долларов. 11 сентября администрация Обамы подняла пошлину на три года на импорт шин из Китая до 35%. В Бразилии и Аргентине также приняли подобные меры. А 23 сентября Профсоюз сталеваров и три производителя бумаги в Китае подали антидемпинговую петицию против мелованной бумаги из Китая.
США и ЕС, два крупнейших торговых партнера Китая, нарушили обещание, не препятствовать свободной торговле. США активно манипулирует правилами ВТО, одновременно пропагандируя отказ других страх от протекционизма во внешней торговле.
Третей проблемой экономики Китая является её структура. ВВП Китая складывается из работ с низкой добавленной стоимостью. Импортируемые из Китая в США товары, в значительной степени являются продукцией добавленной стоимости других стран, они всего лишь собираются в Китае, поэтому Китай получает незначительную плату за переработку. Например, по данным авторитетной исследовательской и аналитической американской компании iSuppli, средняя себестоимость планшетного компьютера iPad (16G) компании Apple составляла 260 долл. США, комплектующие и программное обеспечение для его сборки компания Apple закупала в Японии, Корее, США и других странах. Открытый в Китае завод предназначен только для сборки данных компьютеров, добавляла лишь 11,2 долл. США в затраты на производство одного планшета iPad. Продажная цена iPad в США составляла 499 долларов. Таким образом, более 90% добавленной стоимости приходилось на США, а затраты на сборку составляли всего лишь 2 процента от цены.
Четвертой проблемой Китая является дисбаланс доходов. Так, доходы в финансовом секторе в 100 раз больше чем в других отраслях. Управляющие получают доход в 8 раз больше простого работника.
Кроме того, существует разница между доходами в богатых провинциях и более отсталых. Например в Шанхае доходы в 2,38 раза больше чем в Хейлунцзяне.
В месте с тем, Китай планомерно и последовательно, а главное с результатом, выравнивает положение. В 2010 году разница в доходах между городом и деревней составляла 3,32 раза. В 2013 – уже 2,59 раза.
В целом, в отличии от России, в Китае есть реальные результаты, какие нам и не снились. Национальная валюта только крепнет, инфляция в 2014 года – 2% и у руководства коммунисты. А те силы в России, какие прямо и косвенно зажимают КПРФ, не желают и не способны достичь хотя бы половину того, что сделал Китай. С либералами будущего у нашей страны нет!